09.12.2009 | 12:03

Великий неизвестный Кассаветис

Джону Кассаветису обещали славу "нового Хэмфри Богарта". Но брутальный красавец отказался от карьеры звезды Голливуда - чтобы стать отцом независимого кино Америки. Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения режиссера, о котором киноведы говорят как об "авторе грамматики современного киноязыка". Кассаветиса называли своим учителем Жан-Люк Годар и Мартин Скорсезе, Жак Риветт и Джим Джармуш. Но, в отличие от лент талантливых учеников, работы их "идейного наставника" массовому российскому зрителю практически неизвестны. Рассказывают "Новости культуры".



"Великий неизвестный" - так в прошлом году Московский международный кинофестиваль назвал ретроспективу Кассаветиса. Кинокритик Ирина Гращенкова до сих пор хранит брошюру с программой – в ней сразу 9 фильмов мастера. Так много Кассаветиса в России увидели впервые и сразу полюбили.
"У него герои или муж и жена, или брат и сестра, или закадычные друзья, или влюбленные друг в друга. То есть ему эта вот вязь человеческих отношений была дороже всего", - говорит киновед Ирина Гращенкова.

Он мог бы жить на проценты от состояния, который оставил отец – богатый нью-йоркский предприниматель. Но Кассаветис покорил Голливуд. Жгучего греческого красавца снимали де Пальма, Полански и Олдрич. Получив роль очередного рокового негодяя, он мечтал совсем о другом кино… "Мне необходимо, чтобы герои рассуждали о любви, спорили о любви, убивали любовь, разрушали любовь, ранили друг друга, - говорил режиссер. – В этой войне, в этой полемике слов и образов – то, что такое жизнь"

Улицы Манхеттэна – ярчайшее проявление правды жизни – стали основой его первого фильма "Тени". Дебют оценили в Венеции, но не поняли в Америке. Тогда нашелся компромисс. Кассаветис-актер зарабатывал на сериалах, а тратил Кассаветис-режиссер – на артхаусное кино.
"Кассаветис открытый, Кассаветис таких яростных чувств – это независимый Кассаветис, - уверен кинокритик Лев Карахан. – Кассаветис, который делал свое кино как бы напротив Голливуда. И неслучайно его монтажная находилась напротив Беверли Хиллз".

Он снимал о тех, кого большинство – нелепых, смешных, неудачливых. Бытовые драмы людей среднего класса, которые ищут себя и которым так трудно оставаться собой.

Если режиссер Кассаветис, то легко угадать и другие титры. Как правило, он же сценарист, монтажер, а иногда и актер.
В главной мужской роли обычно Питер Фальк, известный нам по детективу "Коломбо". И конечно Джина Роулендс – жена и муза. В архиве сохранились кадры – они на съемках фильма с символичным названием "Я тебя люблю, я тебя снимаю".

Он любил говорить "не стоит стараться быть таким уж крутыми". Джон Кассаветис не ждал призов и гонораров. Не надеясь на прокат, он просто садился в машину, брал копии и ехал по штатам – показывать свое кино той одноэтажной Америке, которую снимал всю жизнь.

Смотрите с 11 по 13 декабря на телеканале "Культура" ретроспективу его фильмов: "Убийство китайского букмекера" (11 декабря в 23:55), "Женщина под влиянием" (12 декабря в 22:20) и "Премьера" (13 декабря в 22:20). Подробнее>>