10.12.2009 | 13:02

Выставка "Обнаженная натура. Двадцатый век"

Это едва ли не единственный в истории изобразительного искусства пример, когда изобразительный мотив, а именно обнаженное тело, выделился в самостоятельный жанр. История мирового искусства словно иллюстрирует разнообразие представлений о красоте человеческого тела: рафинированные формы античности и Ренессанса, тяжеловесная телесность барокко, декоративный эротизм рококо. Жанр ню в искусстве XX века – особая глава этой интересной истории. "Обнаженная натура. Двадцатый век" - название выставки в столичной галерее "Дом Нащокина". Сообщают "Новости культуры".



"Обнаженная натура" - ступень академического образования, классический жанр и, похоже, универсальный предмет изображения, который не противопоказан ни одному - изму. Собрать купальщиц, натурщиц и банщиц разных времен и авторов, - это способ обнажить историю искусства, - решила Наталья Рюрикова.

Наталья Рюрикова, куратор: "Нам хотелось показать, как менялись в разных направлениях, "измах" женский портрет, женская натура".

Обнаженная натура бывает и мужской, но надо признать, "ню" женского рода встречаются чаще. Это не единственная причина, почему "Купание красной конницы" Петра Кончаловского – гвоздь выставки. Полотно три на четыре достали из запасников Музея вооруженных сил. Написано к 10-летию Красной Армии, но Реввоенсовет не устроили аполитичная нагота красноармейцев и интеллигентное лицо бледного тела в центре композиции.

Начало XX века в рисунках Малявина, Кустодиева, Серова, прекрасные листы Зинаиды Серебряковой, - начало экспозиции. Авангардные обнаженные Экстер и Машкова, реалистичные натурщицы Юона и Лентулова, - все работы высокого класса. Что-то Наталья Рюрикова нашла в частных собраниях, что-то в музеях Вологды и Тулы.

Наталья Рюрикова, куратор: "Когда мы начали искать 50-е, было трудно, в 20-е-30-е обнаженной натуры много, а в советское время построже, другая установка".

Татьяна Назаренко, художник: "Натруженные, серьезные женщины".

Таких Татьяна Назаренко увидела на полотнах своего учителя Коржева. Так по-честному, без прикрас, с натуры ее и учили писать тяжелую русскую обнаженную. Чтобы показать своих современниц, науку пришлось забыть.

Татьяна Назаренко, художник: "Я думаю, здесь много натуры, написанной по воображению".

Тот же путь прошел и Владимир Любаров.

Владимир Любаров, художник: "Нужно освободиться, чтобы образ был, а ты вспоминаешь, как устроена ключица, но уже не вспоминаешь…"

Любаров и Назаренко вместе с другими художниками второй половины XX века выставлены в недавно приспособленном для выставок подвальчике "Дома Нащокина".

Кроме Аркадия Петрова: Владимир Вейсберг, Олег Целков, Вадим Кулаков, Владимир Титов, скульптуры Елены Суровцевой и Даши Намдакова. Сотня работ сотни художников, - история русского тела в живописи XX века.