10.12.2009 | 19:42

Российские художественные премии: история вопроса

Одна из общественно-значимых функций премий состоит в том, что они по сути являются лакмусовой бумажкой активности профессионалов из мира искусств. Премии открывают новые имена, создают им паблисити, объединяют мастеров одного цеха в поисках новейших целей, средств и методов художественного отражения действительности… Теоретическую и практическую ценность наград, подобных Премии Кандинского, "Новости культуры" обсудили с признанными критиками и известными кураторами современного искусства.



Два года назад, накануне первого вручения Премии Кандинского, журнал "Арт-Хроника" провел ревизию отечественных наград в области современного искусства.

С тех пор ресурсы и немногочисленные эксперты перераспределились так, что на слуху остались всего две премии: "Инновация" и Кандинский Прайз. "Инновация" на год старше и государственная. Премия Кандинского - частная.

Екатерина Деготь, арт-критик: "Премия себя позиционирует как престижную, иногда они говорят национальная, независимая, но на самом деле они действуют от лица частного капитала, и так выставляют, как в ювелирном салоне.

Иосиф Бакштейн, комиссар Московской биеннале современного искусства: "Инновация больше ориентирована на мнение самого художественного сообщества, а Премия Кандинского на более широкую аудиторию…"

Милена Орлова, главный редактор журнала "Арт-хроника": "Если государственная премия не может позволить себе радикализм, то премия Кандинского может".

Соревнуются не только художники, номинированные на премии, но и сами премии. Чья церемония богаче и "звезднее", чей дизайн ярче, чей пиар эффективней. Но количество художников и экспертов на отечественной арт-сцене от амбиций организаторов премий, увы, не зависит. В шорт-листе Кандински - прайз этого года имя "Вадим Захаров" встречается в двух номинациях, между тем, художник уже был отмечен премией "Инновация" в 2007-м. Номинант последней "Инновации" Николай Полисский спустя полгода претендует на Премию Кандинского. Конечно, ни Полисскому, ни Захарову лишняя премия не повредит, но кто после этого отличит одну премию от другой?

Иосиф Бакштейн, комиссар Московской биеннале современного искусства: " Они дополняют друг друга, на мой взгляд. Репутациятоже формируется не в один год".

Виктор Мизиано, куратор: " Это мало, их должно быть больше".

У Премии Кандинского и премии "Инновация" есть и разные заботы. Одна пиарит русских художников на Западе, другая особое внимание уделяет арт-процессу в российских регионах. Регламенты и процедуры обеих заслуживают критики.

Екатерина Деготь, арт-критик: "В основном номинируют институции, сами музеи и даже галереи…пиарят свой проект".

Премия – лишь один из профессиональных институтов, верхушка айсберга, в основании которого должны быть институты критические, образовательные, исследовательские и финансовые. Когда с основанием проблемы, премия решает дополнительные задачи.

Милена Орлова, главный редактор журнала "Арт-хроника": "Поскольку плохо развиты некоммерческие организации…премия выполняет функцию помощи художникам".

Если Милена Орлова премиальную активность оценивает позитивно, Виктор Мизиано считает, что премии отвлекают от главного в искусстве.

Виктор Мизиано, куратор: " Мы наблюдаем ажиотаж…эскалация культа успеха".

Деньги и слава - очевидные эффекты премий - для художника материи не лишние. Но не нужно забывать и о том, что репутация лауреата какой-либо премии зависит от репутации этой премии.

Читайте также: За Премией Кандинского - на электричке

Сергей Хачатуров о Премии Кандинского