11.12.2009 | 11:15

Владимир Голованов: "Игровое начало свойственно человеку"

Жизнь сценариста Владимира Голованова, по его словам, напоминает постоянную смену сюжетов и кадров. Он написал более полусотни сценариев для анимационных фильмов, среди которых – "Зимовье зверей", "Короли и капуста", "Каштанка", "Жихарка".
Голованов начинал в игровом и документальном кино, но выбрал анимацию – за уникальную возможность свободно создавать собственный мир. Герои его детских сказок говорят не шаблонным языком, а в сюжетах всегда присутствует элемент неожиданности. Он пишет сценарии по народным эпосам и всемирно известным литературным произведениям, участвует в смелых проектах по созданию грандиозных мультипликационных акций и сериалов. С легкой руки Голованова появился и первый в нашей стране профессиональный смотр – Открытый российский фестиваль анимационного кино. Сегодня Владимир Голованов принимает поздравления с 70-летием. Накануне в гостях у юбиляра побывала съемочная группа "Новостей культуры".



Так Владимир Голованов начинает каждый свой день – кормит птиц. К этим окнам они слетаются уже несколько лет.
"Рано утром, когда еще все спят, слышно стук в окно, - говорит сценарист. – Нет семечек – это непорядок. Что такое, вообще! Как можно спать, когда люди не кормлены за окном!"
Птицы не только за окном. Птицы и в доме Владимира Голованова. А еще мыши, собаки и другие персонажи. Из мультфильмов, им придуманных.

"Вот Желтухин мышонок. Девушка из "Короли и капуста". Это безымянный песик из "Девочка Люся и дедушка Крылов", который барабанит и открывает действие", - проводит экскурсию по своему миру Владимир Голованов.

Мультфильм про девочку Люсю и дедушку Крылова Владимир Антонович называет любимым. Любовь зрительскую принесла одна из первых работ. Всего же более пятидесяти сценариев Владимира Голованова обрели мультипликационную форму. Почти столько же осталось на бумаге. Идей гораздо больше, чем возможностей их воплотить.
"Какая степень свободы у мультипликации, чем она привлекала Эйзенштейна? Своей невероятной пластичностью, метаморфозами, изменениями – ее можно во все превратить, - уверен сценарист. - Превращения, свойственные мультипликации, недостижимы больше ни в одном из искусств".

Еще мультфильмы – это игра, а поиграть Владимир Антонович большой любитель. "Игровое начало просто свойственно человеку. Внутренне. По природе, - уверен Голованов. – Без этого игрового начала жизнь просто становится ослепленной. А мультфильм несет в себе игровое начало".
Вот так, играючи, он и работает. В число номинантов разных премий попадает регулярно. "У меня есть свой угол славы", шутит Владимир Антонович: "В таком тесном уголочке столько ощущения аромата счастья победы. Я иногда прихожу, руки сюда и за рабочий стол. И писать, писать, писать".

Пишет он, режиссирует она, супруга Мария Муат. И так уже много лет.
"Абсолютно доверяем друг другу, - признается Мария Муат. – Как мне кажется, в работе и в жизни. В этом смысле неразделимо. И можно сказать, все, что не получается, все, о чем думаешь, все, что не дает покоя".
Покоя им не дают новые идеи. И птицы, которые стучатся в окна. Знают, что их ждут.