11.12.2009 | 13:26

Фестиваль "Трансмузикаль" в Ренне

Когда-то о французском городе Ренн было известно лишь то, что это самый маленький город, в котором есть метрополитен. Но в 79-м в Ренне появился фестиваль. По началу почти "самиздатовский", одного человека - Жан-Луи Броссара и нескольких местных команд. Затем форум разросся, а Броссар стал одним из авторитетных людей в мире музыки. Именно он впервые привез во Францию артистов, имена которых затем вошли в топ-листы популярных музыкальных обозрений - Бьорк, "Нирвана", Ленни Кравитц...О новинках этого года - из Франции - "Новости культуры".



Начало декабря. Время паковать чемоданы и отправляться в Ренн. Многие так и делают. Поезда переполнены. Все отправляются на самый крупный в Европе зимний фестиваль – "Трансмузикаль". Статистика фестиваля такова: 40 тысяч зрителей, 200 музыкантов, 2 тысячи журналистов.

Вся эта гвардия музыкально одержимых людей вливается в ряды мирных граждан маленького городка Ренн – всего-то 400 тысяч жителей. С 79-го года здесь ежегодно проводится фестиваль "Трансмузикаль". Все дороги в эти дни ведут к пресс-центру – огромной деревне, куда стекаются желающие дать и желающие взять интервью. Правит бал здесь Жан-Луи Броссар – человек, который приветственно и по-европейски целуется со всяк, в пресс-центр входящим, и человек, который в 79-м году и организовал этот фестиваль. Будущий медик решил доказать, что и в тихом Ренне есть жизнь. Музыкальная.

Жан-Луи Броссар, директор фестиваля: "Да… Так и появился этот фестиваль. Постепенно стали приезжать музыканты из других городов Франции, потом – из других стран. Всех их приглашаю я. У меня нет такого понятия, как "принцип отбора". Это порыв. Я езжу на разные фестивали, слушаю музыку в Интернете. И если это хорошо, оригинально, - я думаю: вот он, будущий участник "Трансмузикаль"".

На фестивале шутят: сейчас многие музыканты готовы заплатить деньги, чтобы попасть сюда. Но Броссар денег не берет. Сам дает – гонорары. Уверяя, что "зайцев" и "джинсы" на его фестивале не будет никогда. Только имена. Неизвестные. И это – главный феномен фестиваля с 31-летней историей: полное отсутствие селебрити и полное присутствие зрителей.

"Трансмузикаль" – это фестиваль-прогноз. То, что слушают здесь на почти 10-ти площадках сегодня, вполне возможно, услышат во всем мире завтра. Либо не услышат никогда, что, конечно, тоже бывает. Гости этого года: группа из Норвегии "The Whitest Boy Alive". Молодые, агрессивные, креативные.

Французы, группа "Габле". Играют музыку, которую мэйнстримом никак не назовешь. Рок, фолк, хип-хоп, минимал-техно, взявшийся из ниоткуда доисторический бит и очень смешные слова на английском.

Из каждого своего выступления "Габле" делают шоу. Рвут коробки, приглашают к соучастию хор непрофессиональных весьма зрелых певиц.

Матье Юбер, музыкант группы "Gable" (Франция): "Этот хор – непрофессионалы, а мы любим работать с непрофессионалами, мы даем эмоции, это был новый и – действительно - хороший опыт".

Жаклин Гель, музыкант группы "Gable" (Франция): "Я все еще чувствую энергию концерта – все очень хорошо прошло. Это было круто!"

Группа "Габле" выступит в Москве, в середине мая. Когда фестиваль "Трансмузикаль" будет экспортирован в Россию.

Жан-Луи Броссар, директор фестиваля: "Нам так хочется "экспортировать" свободу. Мы делали нечто похожее в Китае, 5 лет назад. Это особенное удовольствие – предстать перед новыми людьми, а также увидеть русских артистов. Все это может превратиться в прекрасный "компот". В России много интересного. Так что, я думаю, получится все гениально".

"Трансмузикаль" в Ренне давно стал частью городского культурного ландшафта, в который удачно вписываются хипстеры, растаманы, сноубордисты, да и просто реннская шпана.

- Я живу в Ренне несколько лет, это мой третий "Трансмузикаль"…

А вот настоящий старожил Ренна, специалист:
- Здесь много интересного. Здесь можно услышать группы со всего мира, это любопытно.

- Я уже десять лет прихожу на "Трансмузикаль", это привычка.

- Фестиваль крутой. Здесь всегда хорошая музыка, друзья.


Насколько русская версия "Трансмузикаль" окажется экспортируемой в условия мегаполиса? Ответ на этот вопрос не знает даже человек, обладающей мощнейшей интуицией, Жан-Луи Броссар. Но к концертам в Москве он уже начал готовиться.