11.12.2009 | 13:30

"Новости культуры" - о самых авторитетных премиях в искусстве

Рост числа художественных и прочих конкурсов и премий не остается незамеченным и временами горячо обсуждается. Соревнуются художники и конкурируют между собой премии для художников. Некоторые выбывают из игры. Тяжеловесы остаются, и борьба за них обостряется. Часто уходит на второй план понимание того, что получение пальмы первенства – это только один способ прославиться, возможно, не первый среди иных способов. Демонстрация произведений, внимание к ним – вот что толкает художников к участию в борьбе за любую премию. Церемония вручения – это всего лишь финал состязания. Побеждают единицы, а выигрывают все, включая публику. Тему исследуют "Новости культуры".



Перечислить все существующие премии в области современного искусства невозможно. Новые появляются чуть ли не каждый день. Вот только в число авторитетных попадают далеко не все. В каждой стране среди премий опять же - своя иерархия.

Иосиф Бакштейн, комиссар Московской биеннале современного искусства: "В Англии победила премия Тернера, хотя существуют и другие, но все ориентируются на нее, несмотря на то, что есть другие премии в Великобритании".

Тернер-прайз вручается с 1984 года. И только британским художникам. Большинство премий в современном искусстве являются национальными. Но есть и исключения. Яркий пример - Премия, учрежденная фондом Гуггенхайма.

Валери Хиллингс, куратор Фонда Соломона Р. Гуггенхайма (США): "Это очень открытая премия. Нет ограничений по возрасту и национальности. Да и критерии меняются каждый год".

На Западе к премиям в области искусстве относятся иначе, чем в России, считает Виктор Мизиано. В прошлом году он был в жюри голландской "Винсент".

Виктор Мизиано, арт-критик, куратор: "В западном мире, в европейском и американском, премии вообще мало что значат и мало что определяют, потому что люди там относятся более скептически к институту премий. Есть совершенно другие механизмы создания творческих репутаций. Эти механизмы в большей степени имеют отношение к экспертному сообществу".

В числе этих механизмов – монографии в серьезных искусствоведческих журналах и участие в известных выставках. Венецианская биеннале современного искусства – одна из самых авторитетных. Два года назад ее куратором был Роберт Сторр.

Роберт Сторр, искусствовед, куратор 52-й Венецианской биеннале: "Биеннале в Венеции открывает гораздо больше дверей для художника, чем любые премии. Для художника – это возможность встречи со зрителями, с потенциальными кураторами и коллекционерами. Это не просто выставка. Это место встречи всего профессионального сообщества".

А само профессиональное сообщество пока не может прийти в единому мнению относительно премий в контемпорари-арт. Нужны премии или нет? Отражают они реальную ситуацию в современном искусстве? И влияют ли на творческую судьбу художника?

Роберт Сторр, искусствовед, куратор 52-й Венецианской биеннале: "Когда я был куратором Венецианской биеннале, одного из "Золотых львов" получил Леон Феррари, 80-летний художник из Аргентины. У него сложная судьба и сложные работы. Так вот, именно биенналле привлекла внимание к его работам. Они очень заинтересовали кураторов".

Валери Хиллингс, куратор Фонда Соломона Р. Гуггенхайма: "Если музей Гуггенхайма делает выбор между двумя художниками – чью выставку организовать, и у одного есть международные премии, а у другого нет, то при прочих равных условиях , шанса больше, конечно, у первого. Но вообще наличие или отсутствие премий – это далеко не самый важный критерий".

Что, впрочем, не отражается на той скорости, с какой растет количество премий. Вот только вчера в Украине было объявлено о создании новой премии для молодых художников. Были бы средства, а премии найдутся.

Читайте также: "Премия Кандинского": оглашено решение жюри

Сергей Хачатуров о Премии Кандинского

За Премией Кандинского - на электричке