12.12.2009 | 22:23

ЦДХ: новейшая история

"Новейшая история" Дома художника разворачивается на наших глазах. Распоряжением правительства Российской Федерации определено будущее одного из обитателей огромного комплекса на Крымском валу. Филиалу Третьяковской галерее стоит готовиться к переезду. Возможно, не так скоро – ни место, ни время для нового здания музея еще не определено. Неизвестна и дальнейшая судьба самого выставочного комплекса. Вопрос "быть или не быть" теперь требует тройного ответа - что будет с сами зданием ЦДХ, куда и когда переедет Третьяковка, и какова судьба Конфедерации союза художников. Комментарии заинтересованных сторон большой художественной истории изучили "Новости культуры".



Пространство - уникально. Оно - безлико, подходит для любого проекта, любого художника, самой, даже безумной мысли.

Юрий Подпоренко, помощник председателя Международной конфедерации союза художников: "ЦДХ подобен гениальному актеру, который в состоянии свою чуткую гибкую оболочку наполнять содержанием того или иного образа".

На этого актера вновь устремлены все взоры. Он будет играть или доигрывать роль?

Андрей Ковальчук председатель Союза художников России: "Такой большой участок земли в центре Москвы, внутри Садового кольца, с хорошими видовыми точками, конечно, он долго в таком виде оставаться не может".

Огромная выставочная площадка, все здание – 66 тысяч квадратов, это больше - чем у центра Помпиду в Париже и галереи Тейт в Лондоне. Студенты МАРХИ разработали 3 проекта реконструкции ЦДХ. Они упаковывают Дом в полупрозрачные ткани, превращают в мегамолл искусств, под землей создают галереи. Проекты – разные, но в каждом - само это здание остается на месте.

Артем Китаев студент 6-го курса МАРХИ: "У него огромные ресурсы, огромный потенциал, оно очень крепко и хорошо сделано, это шедевр модернизма, а через 20 лет все будут рыдать, что его снесли".

О том, что ЦДХ могут снести, впервые заговорили в марте 2008-го. Когда был разработан проект "Апельсин" британского архитектора Норманна Фостера. В разрезанных дольках предполагались гостиницы, офисы и… там же музей. Общественность возмутилась.

После проявленной аллергии на цитрусовые был предложен еще один вариант, блюдо уже местного производства. Расселить соседей хотели так – построив новые здания. Но по тому планировочному решению и новое здание Третьяковки, и новый Дом художника оказывались близко к Садовому кольцу. Музей – вдоль, параллельно, художники – перпендикулярно.

Это план вынесли на общественные слушания. Критиковали его так же, как и апельсин.

Евгений Асс, архитектор: "Дело не в том, будет там апельсин, банан или грейпфрукт, важно то, что не будет того, что есть".

Здание на Крымском валу в шутку называют коммунальной квартирой. Большую площадь, 60 процентов, занимает Третьяковка с коллекцией искусства XX века, остальные 40 – у международной Конфедерации Союза художников. Что будет с этим зданием? Вновь этот вопрос подняли на этой неделе в связи с вышедшим распоряжением правительства.

Василий Бычков, директор ЦДХ: "Там ни слова не говорится о сносе, конечно, наверное, он предполагается в дальнейшем, но речь идет об имущественных отношениях в этом распоряжении между московским правительством и российским правительством, как я понимаю, в лице Росимущества".

Для Третьяковки предусмотрено строительство нового здания. После ее переезда с Крымского вала ее площади перейдут в распоряжение Москвы. Директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева заявила, что музей "хочет не просто новое, удобное и функциональное здание, а чтобы оно стало событием в деле музейной архитектуры и строительства".

Сосед галереи – Конфедерация, правопреемница Союза художников СССР, на средства которых и была построена их часть ЦДХ. Здание у них – в собственности, а вот земля под ними принадлежит Москве. Поэтому предложений они ждут от столичного правительства. От переезда тоже отказываться не будут.

Масут Фаткулин, председатель исполкома Международной конфедерации Союза художников: "Мы действительно любим свой дом, мы его считаем замечательным, но, тем не менее, мы задыхаемся, потому что те нормы, которые были предусмотрены 40 лет назад или 50, когда планировался этот дом, и нормы сегодняшнего дня, они серьезно отличаются".

Из распоряжения следует - деятельность Третьяковки прерываться не будет, а проект нового здания и территории, с музеем будут согласовываться. Этого же хочет и Конфедерация. Но где будут новые здания, и, главное, что станет со старым, не знает и главный архитектор.

Александр Кузьмин, главный архитектор Москвы: "Что так скоро его кто-нибудь станет сносить, вопрос не в этом, я считаю, надо провести архитектурный комплекс нормальный, но я могу вам сказать – я не в восторге от него, если честно… Мне кажется, надо рассмотреть с разных сторон, а не делить людей на хороших и плохих. Все мы - те еще штучки".

Кузьмин обещает – решения будут приниматься не только в кабинетах. Этот вопрос вынесут на второе чтение обновленного генплана Москвы и на отдельные публичные слушания.

Все материалы по теме>>>