12.12.2009 | 22:37

ЦДХ - супермаркет от искусства

Время принятия решений о судьбе Центрального дома хдожников еще впереди. Однако для членов Конфедерации художников они "жизненно" значимы. Философский вопрос "быть или не быть" для них сужается до "жить или не жить". Когда-то площади ЦДХ были спроектированы так, чтобы было возможно трансформировать пространство под революционные идеи художников. Теперь эти стены легко адаптируются под идеи коммерческие. Корреспонденты "Новостей культуры" прошлись сегодня не вдоль стен галереи искусств, а между прилавками магазинов на той же территории.



Сам Дом художника его завсегдатаи называют деловым арт-центром или даже "супермаркетом от искусства". Здесь есть вся инфраструктура – грузовые лифты для крупных произведений, удобные подъезды и прочее. Галереи и выставки занимают 9 тысяч квадратных экспометров. Всего в год здесь проводят до 300 мероприятий, и Рождественская ярмарка – одно из самых крупных и прибыльных. Такие коммерческие проекты начали проводить в 90-х годах. Продавали даже шубы. Сейчас на прилавках в основном "предметы прикладного искусства". Хотя их принадлежность к искусству – порой, спорная.

Юрий Подпоренко, помощник председателя Международной конфедерации союзов художников: "Это зона, в общем, достаточно дискуссионная. Мерой здесь – художественный вкус и то, что этим занимаются опытные сотрудники и искусствоведы".

Организаторы утверждают, что получить экспо-место здесь не просто. Есть постоянные авторы-участники ярмарки. Им и отдается предпочтение. Товар привлекательный и ходовой. И посетители довольны.

Профессиональным художникам такой ширпотреб не по нраву. Но ЦДХ – огромное здание, его нужно содержать, а поддержки из госбюджета нет. Поэтому без коммерции не обойтись.

Алексей Суховецкий, народный художник России : "Коммерческие наработки потом помогут и серьезному искусству показываться. Поскольку показ произведений искусства - это очень затратный механизм".

К слову, на выставках Союза художников России и Международной конфедерации союзов ЦДХ зарабатывает немного – для представителей искусства, которое не вызывает вопросов, арендная плата невысока. А у художников есть возможность показывать здесь свои творения и, что важно, продавать их. Таким образом, ЦДХ – крупнейший работодатель в российском искусстве. А еще вокруг него кормятся бесчисленные уличные торговцы.

Артур Радукан, художник: "Мы этим живем и семьи кормим. Поэтому, если нас отсюда погонят, это существенно отразится на нашем материальном положении".

Подделку, незатейливую копию или безвкусицу можно найти как снаружи, так и внутри ЦДХ. Приобретать произведения искусства или пародии на них, и сколько платить за это – решение покупателей. Это нормальная коммерция, говорят художники, обычный рынок с множеством предложений и только одним цензором – личным художественным вкусом.

Все материалы темы>>>