15.12.2009 | 10:41

В Музее современного искусства – день открытых дверей

Московский музей современного искусства отмечает десятилетие выставкой "День открытых дверей". Юбилейная экспозиция объединила более двухсот работ крупнейших российских художников, созданных за последние двадцать лет. Этот проект подводит итоги собирательской деятельности музея и напоминает о том, с чего начиналось современное российское искусство. Впрочем, главным героем выставки стало само здание музея – старинный купеческий особняк на Петровке. На экскурсию по его залам отправился корреспондент "Новостей культуры".



Посетителей встречает манекен парашютистки – произведение Даши Фурсей. В Музее современного искусства высадился целый десант художников. В юбилейной экспозиции представлено почти двести работ, созданных за последние двадцать лет. За это время не только сформировалось современное русское искусство, но и выросло целое поколение, для которого Осмоловский, Кошляков и Виноградов ближе и роднее, чем Суриков, Васнецов и Брюллов.

"У меня не было родителей-художников, но в подростковом, юношеском возрасте, конечно, привлекает все странное, маргинальное, аутсайдерское", – говорит куратор выставки Екатерина Зайцева.

Она пришла в Музей современного искусства сразу после института. Работы здесь не меньше, чем в Эрмитаже и Третьяковке. В запасниках хранится десять тысяч экспонатов. Современные авторы плодовиты. Очередь из плюшевых зайцев – творение Ростана Тавасиева. Животные мечтают покрутить педали велосипеда, который вырабатывает электричество и включает киноэкран.

Купить побольше ненужных вещей – заветная мечта современного общества потребления. Работа Аристарха Чернышева "Крити-поп" только что получила премию Кандинского в номинации "медиа-проект года".

"Мы рассчитываем, что люди увидят эту работу и увидят себя состоящими полностью из логотипов, брендов. Они поймут, что являются продуктом системы потребления и задумаются: может, как-то сократить потребление или сделать его более рациональным, или более ответственным", – поясняет Аристарх Чернышев.

Его инсталляция располагается в зале, где раньше располагалась водотеплолечебница. С 1920 по 1958 годы в особняке, ныне принадлежащем Музею современного искусства, был институт физиотерапии. Вместо инсталляций и видеоэкранов в залах стояли кушетки. Архитектор Юрий Аввакумов изучил историю здания и построил экспозицию так, чтобы экспонаты располагались в соответствии с прежним назначением помещений. В бывшей спальне, например, теперь можно увидеть раскладушки с индустриальными пейзажами художника Ивана Лунгина – сына режиссера Павла Лунгина.

"Это здание какую-то часть времени было жилым, а какую-то было гимназией, а еще какую-то – институтом физиотерапии. Нам удалось совместными усилиями восстановить почти точную экспликацию помещений", – замечает куратор выставки Юрий Аввакумов.

"Здесь, в этом помещении, была жилая комната, потом это здание было превращено в гимназию, здесь была квартира директора. Потом – больница, процедурная. Теперь зал номер 50. Вот эта серия работ Александра Соколова из цикла "Насекомые"", – показывает исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели. Он, как главный врач, совершает ежедневный обход, осматривает своих пациентов – произведения современных художников. Оказывают ли они такое же благотворное влияние, как в свое время процедуры советских физиотерапевтов?

Читайте также:
Московскому музею современного искусства - 10 лет