15.12.2009 | 13:30

"Ералаш" - авторский цикл маэстро Геннадия Рождественского

В Москве, в Большом зале консерватории, выступил Геннадий Рождественский. Новому авторскому циклу маэстро дал интригующее название "Ералаш", что буквально означает "беспорядок, суета и путаница". Но следует вспомнить и о тюркских корнях этого слова! "Аралаш" – значит, смесь различных сладостей. И если в таком ключе говорить о программе сегодняшнего концерта, то стоит отметить, что рассчитана она на вкус настоящих гурманов. Названия большинства сочинений не всегда известны даже профессионалам, да и звучали эти музыкальные "деликатесы" в произвольном порядке. "Ералаш" Геннадия Рождественского оценили "Новости культуры".



Геннадий Рождественский не только харизматичный дирижер, известный убедительными интерпретациями классики и своим парадоксализмом. Но и обладатель коллекции редких партитур.

Геннадий Рождественский, народный артист СССР: "Плод многолетних поисков по всем доступным и недоступным хранилищам мира".

Свои сокровища Рождественский не прячет от глаз чужих, а охотно выставляет напоказ, точнее – на всеуслышание. Но каждый шедевр – только один раз. Его коллекция огромна, а в Москве он дает не более пяти концертов за сезон.

Геннадий Рождественский, народный артист СССР: "Меня привлекает сама идея некоторой алеаторичности в выборе сочинений, их сочетании и то, что это, в общем-то, колода карт".

В этот вечер получился музыкальный пасьянс из сочинений Массне, Мясковского, Гершвина и Сибелиуса. Причем, последний появился в программе буквально только что, он поменялся местами с заявленным на сегодня Мартину. Эта музыка в Москве либо звучала очень давно, либо не звучала вообще. Последнее сочинение Массне сюита "Парнас" и во Франции, на родине композитора, прозвучала впервые только в двадцать первом веке. А написана была в 1912-м году. Второй страной, где ее услышали, стала Россия. Для исполнения сюиты Парнас потребовался не только хор, оркестр и дирижер, но еще второй дирижер и духовой оркестр.

Кантата Мясковского "Киров с нами" имеет четкую отсылку к советским временам, она была написана в блокадном Ленинграде на стихи Николая Тихонова. Но Рождественскому она интересна иным.

Геннадий Рождественский, народный артист СССР: "Тем, что сочинил Мясковский. Это значительный факт. Огромный композитор, который, к сожалению, не носит – или к счастью – ярлыка популярности".

Однако исполнению кантаты Мясковского предшествовала запись голоса Кирова, сделанная за год до его убийства. Этот жест каждый волен понимать по-своему.

А вслед за этой патриотической кантатой прозвучала романтическая поэма Сибелиуса "Лесная нимфа". Завершила концерт и вовсе легкая музыка – увертюра Гершвина к мюзиклу "Повеса". Сам Рождественский признает некоторую анархичность построения программы, однако, публика на маэстро за это не в обиде. Тем более что у подлинного художника и творческий беспорядок бывает концептуальным и высоко художественным.