16.12.2009 | 12:09

Современное искусство в старинном особняке

Московский музей современного искусства отмечает десятилетие. Ко дню рождения он подготовил своего рода автобиографическую сопроводительную справку. Выставка, которая продлится до середины марта, называется "День открытых дверей. Особняк – гимназия – клиника – музей". Эта цепочка трансформаций, почти как у Кэрролла, – можно сказать, идеальный материал для параллелей и ассоциаций, аллюзий и коллизий. Каждому посетителю дозволено интерпретировать увиденное и чувствовать себя творцом. Рассказывают "Новости культуры".



Казалось бы, как может существовать актуальное искусство в стенах старинного особняка с богатой историей и своими традициями? Музей современного искусства не раз критиковали за то, что в этом здании трудно демонстрировать объекты и инсталляции. Первоначально это был особняк купца Губина, затем частная гимназия, Институт физиотерапии. Менялись обитатели дома, но его архитектура оставалась прежней. К десятилетию музея его сотрудники вместе с архитектором Юрием Аввакумовым и реставраторами провели исследование дома.

"Оказалось, что современное искусство живет теми же надеждами. страхами, неврозами, которыми жили обитатели этого дома в свои школьные, дошкольные, медицинские времена", – рассказывает куратор выставки Юрий Аввакумов.

На парадной лестнице под белым гипсокартоном были спрятаны красивые гризайли. Чтобы создать единое музейное пространство, было принято решение снять двери с петель. Сами коридоры превратились в читальные залы. Чтобы сесть на стул, нужно сначала взять в руки каталог и познакомиться с историей музея. Несмотря на эти новшества, современным художникам, безусловно, хотелось бы демонстрировать свои работы в специально построенном для них здании.

"Я принимаю это здание, как факт. Вот, оно есть и есть. Я бы, конечно, хотел видеть Музей современного искусства в отдельном здании, построенном специально для него", – признается художник Аристарх Чернышев.

Впрочем, отсутствие стен способствовало диалогу между историей и современностью. Вся экспозиция построена по ассоциативному принципу. В первом зале представлен кинотеатр, выстроенный художником Шеховцовым из поролона. Зрители в зеркальных очках смотрят на экран.

"Как бы на гигантскую реплику картины Пикассо "Герника", только это сильно переработанная картина. "Герника" соединяется с какими-то впечатлениями, которые ребенок получает от комиксов", – говорит искусствовед Андрей Толстой.

Инсталляция Сергей Шутова с молящимися монахами органично вписалась в зал, в котром когда-то находилась операционная. Может, они молятся о здоровье тех, кому предстоит делать операцию?

"Прибавление смыслов происходит. Мы можем увидеть и услышать гораздо больше, чем, собственно, в сиюминутной ситуации современного искусства", – считает Сергей Шутов.

Известно, что в каждом доме обитают свои домовые. Теперь к ним присоединились еще и инопланетяне Андрея Бартенева. Похоже, они уживутся в едином пространстве.

Читайте также:
В Музее современного искусства – день открытых дверей

Московскому музею современного искусства - 10 лет

Андрей Толстой о Московском музее современного искусства