16.12.2009 | 12:59

Великолепный князь Тавриды – Григорий Александрович Потемкин

В Большом дворце Музея-заповедника "Царицыно" открылась выставка "Великолепный князь Тавриды Григорий Александрович Потемкин. Эпоха и личность". Человеческая натура всегда неоднозначна, тем более личность масштаба князя Потемкина. Противоречивые оценки его деятельности могли заставить даже сомневаться в реальности существования этого исторического лица. Если бы в числе его почитателей не была сама великая императрица Екатерина. Рассказывают "Новости культуры".



Сидел как-то веселый князь Потемкин за ужином и рассуждал: "Все у меня есть: и имения, и роскошные вещи, и абсолютная власть, чего еще?". Тут Потемкин загрустил, разбил фарфоровую тарелку и заперся в спальне. Эта история, рассказанная генерал-майором Энгельгардтом, возможно, является ключевой для попытки понять, кем на самом деле был князь Потемкин и что было в его жизни, кроме имений, роскошных вещей и абсолютной власти.

"На слуху те города, которые он основал – Севастополь, Херсон, Николаев. Он ввел удобную форму и опередил другие державы в удобстве и практичности формы. Он создал Черноморский флот – это наша гордость и наша боль. Он виноградники насадил в Крыму", – говорит куратор выставки Александр Валькович.

Эпоха Потемкина – это большая политика, большая любовь и большие сражения. Здесь важны даже не иллюстрации присоединения Крыма, а те факты, что солдаты пудрили парики перед тем как идти в атаку, а архитекторы – в их числе, например, Баженов – создавали специальные живописные декорации для торжеств на открытом воздухе. Изящество униформы даже самых низших чинов поражает воображение, но если вспомнить всю театральность той эпохи, все становится понятным. Эта идея стала основной и для оформления выставки.

"Все было обращено к зрителю – реальному и ирреальному. Все делалось для истории, победа была нужна во всех делах, и люди жили, будто все время писали пьесу", – поясняет художник-дизайнер Леонтий Озерников.

Чтобы рассказать историю жизни Потемкина, понадобилось собрать артефакты из четырнадцати музеев и четырех крупных архивов России – предметы дворцового интерьера, живопись, указы, книги, мундиры, оружие. Впервые можно увидеть некоторые любовные записки Потемкина и императрицы Екатерины. Тут много удивительных открытий – большая часть из писем до недавнего времени считалась утерянной.

"Бросалась в глаза одна особенность: письма Екатерины сохранились, а Потемкина – вот, у историков есть пятьдесят, а было двести пятьдесят, на самом деле", – замечает историк Вячеслав Лопатин.

В общем, это история не только о фаворите, потемкинских деревнЯх, сражениях и политических интригах. Эта история совсем другая – потому что она – о любви.

Читайте также:
В музее-заповеднике "Царицыно" вспоминают Григория Потемкина