16.12.2009 | 13:07

125 лет со дня рождения Зинаиды Серебряковой

До 60-х годов имя Зинаиды Серебряковой на родине в России произносили с оглядкой. Ее первая персональная выставка в Москве состоялась лишь в 1966-м, незадолго до ее смерти. А большинство картин находились в частных коллекциях. Между тем, имя Зинаиды Серебряковой – урожденной Лансере - хорошо известно любителям живописи во всем мире. Ее судьба сложилась непросто. В 1924-м художница покинула Россию и остаток жизни провела в эмиграции. Но ни разу не изменила себе – все ее работы излучают радость и умиротворение. В декабре исполнилось 125 лет со дня рождения Зинаиды Серебряковой. С потомками художницы встретились "Новости культуры".



Бенуа-Лансере, один из самых известных и многочисленных художественных кланов России. Среди его представителей - выдающиеся архитекторы, скульпторы, художники, составившие славу России.

Марианна Шретер, художник, внучатая племянница З.Е. Серебряковой: "Иногда посмотришь по сторонам – этот родственник, этот родственник, думаешь – ну, этот то наверняка не рисовал – потом выясняется, что тоже рисовал и тоже неплохо. Но таких масштабных, как Зина, конечно, не было".

Начало 1890-х. Дети семьи Бенуа-Лансере летом на даче в Бобыльске под Петербургом. Девочка в светлом платье смотрит исподлобья - это Зина Лансере. Зика - так звали ее в семье - всегда была замкнутой, неразговорчивой. Она не афишировала занятий рисованием, была невероятно работоспособной. Николай Лансере, внук ее родного брата, в 1990-х посетил ее мастерскую в Париже. Серебряковой не было в живых, ее дочь Екатерина оставила все в неприкосновенности.

Николай Лансере, архитектор, внучатый племянник З.Е. Серебряковой: "Очень много работала, много писала, не была подвержена художественной моде. То, что от души шло у нее, то она и делала".

Счастливый брак с кузеном Борисом Серебряковым, четверо любимых детей, жизнь в усадьбе Нескучное - тогда это была Курская губерния. Впервые она прославилась в 1909-м, когда в Москве экспонировала свой автопортрет "За туалетом". Удивлены все, даже знаменитый дядя Александр Бенуа. Зика, которая 25 дней училась в школе Тенишевой, три зимы в мастерской Браза, стала большим художником. В Нескучном Серебрякова написала многие из хрестоматийных вещей. "Жатва", "Беление холста", "Баня". Она дружила с крестьянками, в истории искусств остались имена тех, кто ей позировал. Настоящим горем для художницы стала гибель Поли Молчановой, есть ее портрет кисти Серебряковой в желтом платке. Серебрякова была младшим представителем художественного движения "Мир искусства". Она идеализировала мир вокруг. На ее полотнах всегда яркая зелень холмов, солнечные лучи, красивые люди с удлиненными пропорциями.

Еще Леонардо да Винчи в своем знаменитом трактате о живописи писал, что художник - вольно или невольно – постоянно изображает себя, и Зинаида Серебрякова – яркий этому пример. Всех своих моделей – от крестьянок Курской губернии до балерин императорского театра – она наделяла своими карими глазами с характерным разрезом.

Во время гражданской войны умирает любимый муж. Зинаида Серебрякова перебирается в Петроград к матери, а в 1924-м уезжает в Париж. Вслед за ней едут сын Шура и дочь Катя. Двое других детей - Таня и Женя - остаются в России. Для Серебряковой начинается тяжелая жизнь эмигранта. Семья разделена, увидеться все вместе смогут только через 36 лет. Если до войны у нее было несколько выставок в Париже, то после войны - одна экспозиция в своей же мастерской, по сути, квартирник. Если в Париже картины Серебряковой не понимали, то в России за ее работами коллекционеры стали охотиться уже в 1950-х годах. После триумфальных выставок в середине 1960-х в Москве и Ленинграде, организованных по инициативе ее дочери Татьяны, Серебрякову стали ценить еще больше. Одна из громких краж последних лет. У петербургского коллекционера украли картину Серебряковой. Заказчик преступления хотел повесить над письменным столом портрет красивой умной женщины с карими глазами.

Читайте также: Зинаида Серебрякова. "В ее искусстве столько прелести..."