16.12.2009 | 18:46

Роман, который есть. Приз фестиваля "Сталкер" Андрею Судиловскому

Международный кинофестиваль фильмов о правах человека "Сталкер" назвал новых лауреатов. Специальный приз жюри неигрового кино присужден фильму телеканала "Культура" "Роман, которого не было", режиссер Андрей Судиловский.

– Андрей, разрешите поздравить Вас с получением приза фестиваля "Сталкер". Расскажите, пожалуйста, о фестивале, Вашем участии и картине, которая стала лауреатом.
- В фестивале "Сталкер" мы участвовали второй раз, в прошлом году мы выступили с фильмом "Иван Шмелев. Пути земные". Тогда лента получила Диплом жюри неигрового кино. Теперь мы выросли – в этом году лента "Роман, которого не было", посвященная Юрию Олеше, его дневникам, – удостоена Специального приза жюри неигрового кино.

Основная проблематика фестиваля – защита прав человека. Но это понятие очень широкое – например, в программе участвовали ленты просто на общечеловеческие темы, одна картина рассказывала о любви. И, как сказал президент фестиваля "Сталкер" Марлен Хуциев, это просто хорошее кино, рассказывающее обо всем хорошем, в частности, и о любви.

– Лента "Роман, которого не было", о чем она?
– Можно сказать так: "Бежал Олеша внутрь себя, или Бегство в свою скорлупу". Дело в том, что не так давно была издана полная версия дневников Юрия Олеши "Книга прощания". Это очень личная, исповедальная вещь: Олеша в дневниках своих обращается лишь к себе и больше ни к кому. Никто, за исключением нескольких избранных, не читал и не видел их. Поэтому и фильм "Роман, которого не было" смотреть непросто, тяжело даже. Ведь там отражены глубоко личные вещи, семейные переживания.

- Кем был на самом деле Олеша? Сегодня, говоря о нем, мы вспоминаем в большей степени "Трех толстяков", его дружбу с Катаевым и Ильфом и Петровым. А ведь он общался и с Мейерхольдом, и очень долго вообще не публиковался…
- Он достиг определенного пика популярности, был человеком очень непростым. Олеша общался с Мейерхольдом, тот поставил его пьесу "Список благодеяний", а после расстрела Мейерхольда ее как-то само собой запретили. Позже просто перестали публиковать и Олешу. Его словно забыли. Около тридцати лет он писал в стол, хотя это вполне традиционно для нашей литературы. Его дневники, раскрывающие самые светлые и самые черные стороны души – это и есть то, что не было опубликовано за то время. На них и строится наш фильм.

- А над чем Вы работаете сейчас?
- Делаем фильм о писательнице Дине Рубиной. Этот автор незримо проникает во вторичные произведения: в кино, театр, так же, между прочим, как и произведения Олеши – "Три толстяка", "Заговор чувств", а в третий раз уже мы, документалисты, перерабатываем этот материал.

Для справки:
В шестидесятых годах вышла книга "Ни дня без строчки", составленная писателем и литературоведом Виктором Шкловским из дневниковых записей и фрагментов прозы Юрия Олеши. "Книга прощания" также составлена из заметок Олеши, носящих преимущественно автобиографический характер, однако большинство из них не публиковалось никогда – в "Ни дня без строчки" они не могли войти по цензурным соображениям. В этих записях соседствуют оригинальные и острые трактовки событий "большой жизни" и лирическая исповедь, размышления о смысле жизни и литературном процессе.

Все материалы о фестивале "Сталкер">>>