17.12.2009 | 11:42

"Сливки общества" – фестиваль короткометражек

Короткометражное кино переживает настоящий бум. Пока критики спорят о том, можно ли воспринимать короткий метр как самостоятельное направление в кинематографе, смотры коротких и студенческих лент проходят один за другим. "Сreme de la сreme" – "Сливки общества" – такое амбициозное название получила программа III Фестиваля короткометражных фильмов, который стартует сегодня в Москве. В его конкурсе – два десятка игровых, экспериментальных, документальных и анимационных лент, продолжительностью от трех минут до получаса. Рассказывают "Новости культуры".



Ученик Владимира Хотиненко Александр Каргальцев в прошлом году на этом фестивале стал одним из победителей. Если бы речь шла о каком-нибудь всемирно известном режиссере и, например, о Каннах, его непременно назвали бы любимцем фестивальной публики и жюри. Ведь второй фильм Каргальцева стал лауреатом второго фестиваля, а третий участвует в конкурсе третьего. Столь завидное постоянство связано в первую очередь с продолжающимся обучением. Ведь ни для кого не секрет, что короткометражки – обязательный пункт учебной программы.

"Мы все хотим снимать полный метр. А сам жанр короткого метра – это студенческий жанр. Когда мы учимся, у нас нет возможности снимать полный метр, да мы и не готовы. Это, конечно, сложнее. Здесь лаконичны идеи и сюжеты, поэтому я, например, с опаской смотрю на то, как я справлюсь с полным метром, удастся ли мне это", – говорит Каргальцев.

Картина "Клетка" представлена в разделе экспериментального кино. В своей дипломной работе Каргальцев впервые экспериментирует вместе с профессиональными актерами – Еленой Морозовой и Дмитрием Бозиным. На все эксперименты отведено четырнадцать минут экранного времени.

"Фильм о любви, о поисках любви, того первого светлого, чистого, нежного чувства, с которым мы сравниваем всех наших последующих партнеров. Возможно, неспособность вновь это ощутить порождает какие-то конфликты, через которые мы вынуждены проходить. Мне хотелось поговорить об этом", – поясняет режиссер.

22-минутный "Порыв ветра" дует из той же мастерской Владимира Хотиненко. В этом году фильм Екатерины Телегиной уже участвовал во многих смотрах и даже стал лауреатом. На призы этого фестиваля режиссер не особенно рассчитывает.

"Самый главный интерес участвовать в фестивалях короткого метра – это то, что может обычный человек с улицы прийти, купить билет и получить возможность увидеть твое кино. Это самое главное, потому что жюри бывает разное, у жюри разные вкусы. Поставить на полочку, порадовать себя, мастеров, маму, папу и своих близких друзей – может быть, когда будут большие фестивали и номинации", – признается Екатерина.

Всего в конкурсе представлено двадцать лент. И девять номинаций! Оценивать качество короткометражек будет жюри в составе, которого – два хореографа, архитектор и музыкант.

"Мне как музыканту интересен формат, который помещается в длительность трека. Такой внутренний темпоритм. С другой стороны, короткий формат – это некое веяние времени. Все жалуются на очень быстрый поток всего, и есть подозрение, что все придет именно к этому. Интересно на это посмотреть, с этим познакомиться", – замечает член жюри Ник Завриев.

В качестве примеров того, к чему надо стремиться, на фестивале покажут лучшие короткометражки из программы французских Канн, сибирского Канска, Берлина и Венеции. Зрители смогут убедиться, что короткометражки – это совсем не обязательно учебные работы. Да, с этого начинают все или практически все. Но сейчас во всем мире процветает мода на лаконичные высказывания, на краткие послания из Интернета и на киноальманахи, которые и состоят из короткометражек.

Читайте также:
Светлана Хохрякова о фестивале короткометражных фильмов