17.12.2009 | 13:00

Выставка "Соцреализм: инвентаризация архива": открытие

"Соцреализм: инвентаризация архива" - это выставка, которую подготовил к своему 50-летию музейно выставочный центр "РОСИЗО". Название неслучайно: основной массив коллекции РОСИЗО складывался в Архиве художественных произведений – это уникальное учреждение, в котором произведения искусства собирались и хранились так же, как в обычных архивах хранятся документы и мемории – без отказов и списаний. Выставка представляет собой непредвзято собранный свод художественных документов огромной эпохи, по которым можно попытаться судить о подлинном лице времени и особенностях его искусства – социалистического реализма. Рассказывают "Новости культуры" .



"Соцреализм" - еще недавно на многих специалистов само название этого периода отечественного искусства навевало скуку. Оказалось, что это явление не столь однозначно, как может показаться на первый взгляд. Соцреализм пережил разные времена – от расцвета до полного забвения. После смерти Сталина и борьбы с культом личности официальное искусство, как и авангард 20-х, было отправлено в ссылку. Все оказалось в Загорском архиве. Долгое время казалось, что судьба картин - пылиться свернутыми в рулоны. В 51-м году, специально для произведений искусства, от которых отказались музеи, было создано РОСИЗО. Сюда и попали работы с выставки 39-го года "Индустрия социализма" и экспозиций, посвященных юбилею Красной Армии. В результате оказалось, что " РОСИЗО" владеет самой большой коллекцией искусства соцреализма первой половины XX века.

Зельфира Трегулова, куратор: "Проанализировав механизм воздействия на человека, социальное искусство рассматривалось как машина по обработке человеческого сознания".

Практически все работы писали на заказ. Художники были вынуждены принять правила игры, которые становились все более жесткими. Причем регламент был обязательным для всех, как для знаменитых мастеров, так и для художников второго плана. На выставках рядом с картинами Бродского, Герасимова, Ефанова находились работы живописцев, которые долгое время оставались в их тени.

Виктория Зубравская, руководитель выставочного отдела "РОСИЗО": "Здесь интерес к эпохе. Она передана опосредовано и даже мифологизировано. Но, тем не менее, дух времени, даже в этой мифологизации, ощущается".

Работы, созданные в начале 30-х, сильно отличаются от тех, которые были написаны после 37-го года. В них больше свободы и непосредственности. Здесь - натюрморт Фридриха – своеобразная реклама отечественной резиновой промышленности. Выделяется по стилю и картина Шнейдера.

Наталья Бакланова, хранитель фондов "РОСИЗО": "Когда эта вещь была не реставрирована, мы все время пробегали мимо нее. Она стояла у нас на подрамнике, такая пыльная, грязная. И мы все время думали, какого она может быть времени. Она могла быть начала 60-х, пока мы не нашли сведений, что это за художник Шнейдер".

С начала 90-х искусство тоталитарного времени вызвало большой интерес на Западе. Там прошло несколько выставок соцреализма. Сейчас " РОСИЗО" проводит инвентаризацию архива. Ведь в его фондах оказалось много работ, которые музеи хотели бы вернуть в свои экспозиции.

Читайте также: Инвентаризация архивов соцреализма

Екатерина Деготь о выставке "Соцреализм. Инвентаризация архива"