17.12.2009 | 19:43

Музей имени Бахрушина выставил самое ценное

Музей имени Бахрушина выставил самые ценные из своих раритетов. Предметы, связанных с рождением русского театра, и свидетельства его последних триумфов - представляет экспозиция "Из коллекции театрального Версаля на Зацепе". Напомним, что театральным Версалем называли дом коллекционера и мецената Алексея Александровича Бахрушина - в нем сейчас находится один из самых крупных театральных музеев мира. Выставка приурочена сразу к двум памятным датам - 115-летию музея и 145-летию со дня рождения его основателя. С энциклопедией русской театральной жизни познакомились "Новости культуры".



Директор музея Дмитрий Родионов в растерянности – с чего начать показывать экспозицию. Из полутора миллионов раритетов здесь все -самое-самое.

Дмитрий Родионов, директор Театрального музея им. Бахрушина: "Здесь все - энциклопедия российского театра, по одному предмету".

Начало коллекции Алексея Бахрушина. 11 рисунков, купленных им на блошином рынке на Сухаревке. Тогда в загрязненных темных изображениях он разглядел бесценное. Бахрушин отличался непревзойденным чутьем коллекционера.

Одно из последних приобретений музея. Рабочая тетрадь ведущего художника "Мир искусства" - Бориса Анисфельда. Это – его эскизы к двум спектаклям, 12-го и 14-го года – "Египетские ночи" и "Семь дочерей горного короля".

Бахрушина интересовал не только мир театра, но и мир театралов. Их модные вещицы для похода в храм Мельпомены доказывают серьезность намерений. Трубка зрительная - табакерка, трубка-брелок. Здесь же веер, на котором автографы – один ценнее другого: Ермоловой, Шаляпина, Станиславского. Большая часть выставки – это изобразительный фонд. Уникальные эскизы – в том числе Поленова, Врубеля. Один из них Виктор Васнецов готовил для постановки "Чародейки" в Малом. Тогда не сложилось, а 16 лет спустя, в 1900-м работы художника использовал Савва Мамонтов в своей Частной опере. Из эпохи авангарда мелькают – Камерный театр Таирова, Дягилевские сезоны, Мейерхольд, а также и названия, сегодня прочно забытые. Скажем, это эскизы Эрдмана, сделанные для опытно-героического театра в 21-м году. Дороже всего сердцам сотрудников музея –плакат, распечатанный на принтере. Это проект строительства нового здания на территории музея.

История повторяется. Вот так выглядел дом Алексея Бахрушина в момент покупки его коллекционером в 1896-м. В скором времени дом стали называть "Версаль на Зацепе", имея в виду Зацепский вал. Театральная коллекция разрасталась так быстро, что вскоре семья Бахрушина ютилась в трех комнатах. Вот и сейчас происходит нечто подобное. Музей ждет новых квадратных метров, чтобы заполнить их раритетами.