18.12.2009 | 12:20

Гиора Файдман: "Оркестр – это единый организм. Никаких солистов"

В столице выступил "король клейзмерской музыки" и "маг аргентинского танго". Такими эпитетами критики награждают кларнетиста Гиору Файдмана. На сцене столичного Дома музыки вместе с оркестром "Виртуозы Москвы" он исполнил произведения самых разных стилей: от джаза до народных мелодий. Музыкант славится отменным чувством юмора и тем, что крайне неохотно рассуждает о музыке. Рассказывают "Новости культуры".



Гиора Файдман к пресс-конференциям давно привык. Он охотно общается с журналистами, улыбается, шутит. Но все-таки гораздо лучше чувствует себя на сцене.

Спрашивать у Гиоры Файдмана о программе концерта не стоит – это каждый журналист должен записать в своем блокноте большими буквами. Нет, он не обидится и не разнервничается. Просто скажет: "Я, правда, не понимаю, какое значение имеет программа?".

"Представьте, у всех вдруг случилась потеря памяти. Никто не помнит имен композиторов, названий произведений, и когда было написано это или то произведение, никто вообще не представляет. Ну и что тогда остается? Музыка. Только музыка. Без имен и ярлыков", – говорит кларнетист.

Московский концерт уже пятый в совместном турне Гиоры Файдмана и "Виртуозов Москвы". В середине октября состоялась первая встреча российского оркестра и аргентинского солиста. Впрочем, с такой формулировкой сам Файдман, наверное, не согласился бы.

"Я – музыкант этого оркестра. Я не солист. Среди нас вообще нет солистов. Тот, кто себя так называет, наверное, ненормальный. Оркестр – это единый организм. Никаких солистов", – считает он.

"С первой репетиции он отказывается кланяться один. Он считает, что мы все делаем музыку, и этим он дорог музыкантам. Мы, действительно, все делаем музыку", – замечает скрипач Алексей Лундин.

В такт движениям дирижерской палочки Аркадия Берина.

""Пианиссимо" – это не просто "пианиссимо". Оно заставляет слушать, как муха пролетала, заставляет рыдать, смеяться. Мы привыкли: чем громче – тем лучше. Нет. Затаившись, услышать звучание мира, услышать свое дыхание. Это может только он", – убежден дирижер Аркадий Берин (Германия).

А еще только он, наверное, может в начале концерта появиться не на сцене, а в зрительном зале, и практически каждому, глаза в глаза, рассказать свою музыкальную историю. Очень личную.

"Вы знаете, что это? Это микрофон моей души", – говорит он.

Этот микрофон транслирует музыку. Постоянно. Душа Гиоры ФАйдмана поет без перерыва и не устает. Магия.