18.12.2009 | 23:47

Разоблачили до мелочей, или меры пожарной безопасности в петербургских театрах

Сотрудники инспекций требуют обратить особое внимание на правила пожарной безопасности во всех учреждениях культуры – театрах, музеях, концертных и выставочных залах и других площадках, где планируются массовые мероприятия. В Петербурге инспекторы не только проверили часть театров города, но даже закрыли некоторые из них. Рассказывают "Новости культуры".



В театре "АХЕ" дерево, картон и бумага в декорациях всегда играли главную роль. Теперь из фаворитов они превратились в "материалы нон грата". Играть дальше в бумажных стенах невозможно. Искусством придется пожертвовать ради безопасности.

С огнем здесь играли только на словах. Теперь и надписи на обоях должны исчезнуть. Вообще, рукотворные обои – это не по правилам. Пожарные посчитали, что актеры погорячились с дизайном. Труппа пока еще ждет официального предписания, но список очевидных нарушений налицо.

"Стол администратора, который тоже был обит бумагой. Кстати, и диваны тоже оббиты. Кое-что мы пропитывали, но не все сразу, честно говоря. В первую очередь мы, конечно, убрали бумагу", – говорит административный директор театра "АХЕ" Вадим Гололобов.

Разоблачили до мелочей – от бумаги осталось освободить только гардеробные стойки. Вполне возможно, на этой вешалке театр "АХЕ" и закончится. Юбилейную программу уже прервали. Если над ошибками нужно будет работать капитально, труппе придется искать другое пространство для творчества.

"Думаю, что театр на Васильевском не сможет вложить средства сразу в капитальный ремонт, так что все это затянется на сезон, как минимум", – поясняет Вадим Гололобов.

В театральной студии Санкт-Петербургского института гуманитарного образования за свои стены пока спокойны. Актерские этюды выполняют на холсте. Льняная отделка удобна для репетиций, говорят преподаватели. Впрочем, с точки зрения пожарной безопасности полотняный зал – вовсе не кот в мешке, и актеры готовы доказать это наглядно: "Даже если он захватывает отдельные ниточки, он тут же тухнет".

Идеей безопасности холст пропитан, в буквальном смысле: его обрабатывали огнеупорным раствором. Однако недавняя проверка показала, что этого не достаточно. Инспекторы потребовали отрезать потенциальному ЧП все пути к наступлению.

"На второй стадии он должен быть пропитан специальным лаком. Мы сейчас между двумя стадиями. Материал должен отвисеться и просохнуть, он натянут достаточно хорошо. После того как мы обработаем его лаком, уже будет стопроцентная гарантия пожарной безопасности", – рассказывает проректор Санкт-Петербургского института гуманитарного образования Вадим Высоцкий.

Тканые декорации весьма условны, но с ними не придется латать дыры в бюджете. Чего не скажешь о настоящих сценических конструкциях. По правилам от пожара нужно защитить все фрагменты – задники, лесенки, пандусы – во всех без исключения спектаклях. А их десятки. Кроме того, огнеупорное покрытие сцены, которая традиционно считается самой пожароопасной, должны обновлять несколько раз в месяц. Работы проводят коммерческие фирмы. Расходы для бюджета театра немалые. Гарантируют ли они результат?

Художественный руководитель театра "Русская антреприза" имени Андрея Миронова Рудольф Фурманов сомневается: "Сегодня для того, чтобы пропитать небольшие декорации, мне предъявляют счет на шестьдесят тысяч рублей. А какая это будет пропитка – качественная, некачественная, я же не разбираюсь. Они дадут лицензию. Да, любую бумагу могут дать".

Для полной уверенности театру нужны "глаза и уши" – иными словами, системы видеонаблюдения и оповещения. Проблема в том, что самые современные системы могут позволить себе, в основном, только крупные площадки, вроде Александринки. Если температура перевалит за 70 градусов, сработают датчики. В подвале каскад насосов погонит воду на высоту пятьдесят метров, а за водным занавесом последует железный – весом в тринадцать тонн.

"Таким образом мы обезопасили зрителей. Они могли спокойно эвакуироваться, и пожар не распространился в зрительный зал", – рассказывает заместитель директора Александринского театра Сергей Дмитриев.

Грамотный сценарий эвакуации – это еще одна забота театральных сотрудников, ведь на них лежит ответственность за сотни жизней. А если большая часть зрителей – дети? Как не допустить детской паники? В зале ТЮЗа роль аварийных готовы сыграть актерские выходы – в дополнение к выходам, заложенным в проекте. Однако бушующий поток зрителей нужно еще направить в спасительное русло. За это отвечают билетеры и администраторы.

"Если здесь у нас стоит билетер – значит, он отвечает за этот сектор", – замечает директор Санкт-Петербургского театра юного зрителя имени А.А. Брянцева Светлана Лаврецова.

Впрочем, такие просторные выходы порой противоречат тенденциям нового театра – когда спектакли тяготеют к камерности, и дистанция между актером и публикой минимальна. С проверками инспекторы должны вскоре пройти все учреждения культуры. Им предстоит понять, не придется ли зрителям заплатить за билет слишком дорогую цену?