21.12.2009 | 11:09

Зоя Федорова. Народная артистка огромной страны

Ее имя стало одним из символов советского кинематографа, а история ее жизни могла бы лечь в основу сценария захватывающей кинодрамы. Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Зои Федоровой. Звезда комедийного жанра с трагической судьбой. Актриса, "приговоренная" к амплуа "простой советской девушки" и создавшая в его рамках целый ряд исключительных характеров. Сама Зоя Федорова была "исключением из правил", и вся ее биография – творческая и человеческая – тому доказательство. Рассказывают "Новости культуры".



У каждой эпохи есть свои кумиры. В 1930-х на экране царили кинодивы Любовь Орлова, Марина Ладынина, а олицетворением героини из народа – этакой веселой простушки, живущей, кажется, в соседнем подъезде, – стала Зоя Федорова.

Ее первые роли в фильмах "Гармонь" и "Подруги" сделали актрису любимицей публики.

"Там она играла таких земных, узнаваемых, с улицы, героинь. Но что было замечательно в ней – у нее довольно быстро обнаружился дар характерной актрисы", – говорит киновед Юрий Богомолов.

Участь актрис, обреченных на существование в рамках единственного амплуа лирических героинь, миновала Федорову. Она умела быть разной, не терялась в окружении талантливых партнеров. Диспетчер автопарка Клава Белкина в "Музыкальной истории", невеста в "Свадьбе" – в обеих картинах она великолепно сыграла в дуэте с мастером гротеска Эрастом Гариным.

Блестящая карьера Зои Федоровой прервалась на взлете. Актриса дорого заплатила за свое вольнолюбие и определенную смелость в отношениях с властями, а также за дерзкий по тем временам роман с американским дипломатом. В 1946 ее арестовали по обвинению в шпионаже.

"Обычно, когда человек исчезает на десятилетие – а она провела его в тюрьме, – о нем забывают. Для актрисы это смерть. И возродиться из пепла в сорок с лишним лет, даже если у тебя не было такой биографии, просто невозможно. Ей это удалось", – замечает киновед Светлана Хохрякова.

"Множество эпизодов она переиграла, но, разумеется, время уже было другое. Время для таких фундаментальных, основательных книопортретов прошло", – добавляет киновед Юрий Богомолов.

Впрочем, появление актрисы даже в незначительных ролях привлекало к ней внимание зрителей – так велико было обаяние Зои Федоровой, Селянка Горлина Дормидонтовна в фильме "Свадьба в Малиновке", капризная супруга чиновника в картине "Девушка без адреса", колоритная вахтерша тетя Паша в ленте "Москва слезам не верит". Зою Федорову можно смело назвать народной артисткой огромной страны, хотя при жизни она так и не удостоилась этого звания.