22.12.2009 | 10:32

Русские балеты на французской сцене. Триумф длиною в век

100-летие "Русских сезонов" отмечают по всему миру, но центр праздничных торжеств – Париж, где начался век мирового триумфа русского балета. Парижская национальная опера, где Сергея Дягилева по-прежнему считают "своим", посвящает великому русскому импресарио грандиозный юбилейный проект. В эти дни – с 12 по 31 декабря – на прославленной сцене показывают четыре возобновленные этапные постановки "Русских сезонов" в исполнении ведущих солистов Гранд-Опера. Сегодня в 22:30 смотрите на телеканале "Культура" прямую трансляцию из Парижской национальной оперы. О русско-французском хореографическом диалоге длиною в век – "Новости культуры".



Педагог-репетитор Большого Марина Кондратьева до сих пор помнит, как в середине шестидесятых она танцевала "Видение розы". Маленький шедевр Фокина для нее и Мариса Лиепы поставил партнер Тамары Карсавиной. Премьеру они показали в Лондоне. Тогда на спектакле присутствовала сама Карсавина. Через несколько дней легендарная прима уже давала рекомендации юной балерине.

Теперь о грезах и душе розы Марина Кондратьева рассказывает своим ученицам. Нине Капцовой ее советы пригодились на практике. "Видение розы" она танцевала в Парижской опере несколько дней назад, на юбилейном гала-концерте, посвященном столетию "Русских сезонов". Это событие артисты Большого театра, не могли пропустить. На один день в Париж забросили звездный десант. Наталья Осипова, когда узнала что будет танцевать балерину в "Петрушке", вначале расстроилась потом вдохновилась.

"Петрушка", премьера которого состоялась в 1911 году, стал одним из первых балетов на русскую тему. Сценография и костюмы Бенуа, музыка Стравинского, хореография Фокина – этот спектакль стал эпохальным и давно включен в репертуар многих мировых театров. Впрочем, не каждый солист и балерина могут танцевать в этой постановке – сложно! Так же и "Послеполуденный отдых Фавна" – постановка Нижинского вызвала скандал, а в наши дни танцовщики считают за удачу иметь его в своем репертуаре. Мужской танец благодаря "Русским сезонам" вышел из тени. Фокин и Нижинский в буквальном смысле подняли мужской танец до небывалых высот. Им современные артисты обязаны прыжками и сложными вариациями.

Сто лет назад Сергей Дягилев и "Русские сезоны" изменили культурную жизнь Европы, взорвали сознание, стали сплавом нового искусства, дали пищу для размышление всему двадцатому веку. Синтез музыки, живописи и танца создал новый стиль спектакля.

"Треуголка" Леонида Мясина четыре года назад впервые появилась в репертуаре Большого. В Париже ее знали с 1919 года. Сам Дягилев приложил руку к этой постановке. Спектакль – как путеводитель по старой Испании. По нему можно изучать испанские народные танцы. В Москве премьеру танцевали Мария Александрова и Жосе Мартинес. Именно он вышел в "Треуголке" и в Пале Гарнье.

Художественный руководитель балета Театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Сергей Филин уверен – роль "Русских сезонов" сложно переоценить: ""Русские сезоны" вдохновили Фокина, Нижинского, Мясина. Эти люди творили новую хореографию, не похожую на то, что было до этого, она была более динамичной и современной".

"Русские сезоны", столетие которых отмечают в Париже с особым шиком, снова собирают полные залы. В афишу вернулись все четыре балета: "Петрушка", "Послеполуденный отдых фавна", "Треуголка", "Видение розы". В начале XX века они произвели революцию в танце, в начале двадцать первого – стали историей.

Читайте также:

Все материалы по теме>>

Директор балетной труппы Парижской оперы Брижит Лефевр о "Русских балетах" в Париже>>

Спустя век "Русские сезоны" снова в Париже