22.12.2009 | 13:17

Единый государственный экзамен: дискуссии продолжаются

21 декабря стало известно, что Госдума готова принять единый закон об образовании. Уже определена дата - конец 2010-го. Законопроект даст возможность закрепить нормы по всем уровням образования – от дошкольного до высшего. Но пока решения разрабатываются, в блогах и Живом журнале идет бурное обсуждение ЕГЭ. Только президенту адресовано 594 вопроса на тему качества школьного образования. Точку в этом вопросе ставить рано. Рассказывают "Новости культуры" .



Вот уже больше полувека новоиспеченные студенты журфака МГУ в первую неделю обучения пишут один и тот же диктант.

Виктор Садовничий, ректор МГУ: "Его ввел еще Розенталь. И диктант проверяет орфографическую грамотность первокурсника. Умение со слуха написать правильно. То, что является основой работы любого журналиста".

Результаты этого года профессоров не просто удивили – повергли в шок. В среднем по 50-60 ошибок на две страницы рукописного текста.

Анастасия Николаева, доцент кафедры стилистики русского языка МГУ: "Мы, к сожалению, некоторые слова не смогли бы прочитать, если бы у нас не было подлинника. У нас вот слово "из-под" пишется вот так – "и-спод". Слово артист – "ортист". Публицист через "ы", естественно".

Естественный вопрос – как с такими знаниями они смогли сдать единый экзамен на "отлично"?

Анастасия Николаева: "Они говорят: "Вы знаете, мы в основном в школе вставляем буквы в слова". А практика показывает, что написать слово и вставить букву – это разные действия".

Многие вузовские преподаватели недовольны уровнем подготовки первокурсников. Они жалуются на то, что их приходится практически заново учить тому, что входит в рамки обычной школьной программы. Тогда зачем 11 лет проводить за школьной партой? Сегодня на это многие скажут: "Чтобы успешно сдать единый госэкзамен и поступить в вуз".

ЕГЭ в России – больше чем экзамен. От результата зависит не только оценка в аттестате, но и возможность получить высшее образование. Как показал опрос ВЦИОМ, именно введение ЕГЭ россияне считают главной проблемой российского образования. В 2007 году, по данным ВЦИОМ, 12 процентов россиян квалификацию школьных педагогов считали низкой. Сейчас недовольных уровнем подготовки учителей меньше – всего 8 процентов. Недоступность школьного образования каждый десятый россиянин считает проблемой. В институте социологии РАН провели исследование. Все российские школы разделили на 8 групп, которые условно назвали кластерами.

Давид Константиновский, заместителем директора Института социологии РАН: "Первый кластер – это простые школы, у которых ни статуса, ни специализации. И там результаты худшие и по поступлению в вузы, и по ЕГЭ. Восьмой кластер – там все совершенно замечательно. Школы со статусом, с прекрасными учителями. И 8 процентов таких школ у нас есть. В основном, платные".

В пятерку главных проблем современной школы входит также недостаточная проработка учебных программ. Сергей Зинин – автор одного из учебников по литературе.

Сергей Зинин, председатель федеральной предметной комиссии по литературе: "Если носит сугубо справочную функцию, это плохо, это мертвая книга. Если учебник направлен на деятельность, если там задания, которые требуют мобилизации разных способностей – сопоставить, додумать, воспроизвести. Хорошо расставленный дидактический материал учебника помогает разобраться с книгой. И помогает учителю".

Проблем в российском образовании много. Но на вопрос: что именно не так, затрудняются ответить 43 процента россиян. Александр Абрамов уверен, прежде чем начать решать проблемы, их нужно, как минимум, сформулировать.

Александр Абрамов, член-корреспондент Российской академии образования: "Провести съезд работников образования, у нас его не проводили уже 20 лет. И вот тогда на съезде можно было бы и откровенно высказаться, и обсудить ситуацию. Вот это было бы мнение профессионального сообщества и наиболее объективная система оценка".

Сегодня на оценку "отлично" российская школа уж точно не претендует. Чтобы нашу когда-то образцовую систему образования окончательно не записали в двоечники, необходима работа над ошибками.

Читайте также: ЕГЭ снова оказался в центре внимания