24.12.2009 | 11:49

Царство отца и сына Юрия Еремина

Пока ученые спорят о том, нуждается ли отечественная история в переосмыслении, события "давно минувших дней" на свой страх и риск истолковывают театральные режиссеры. Одну из таких трактовок – "Царство отца и сына" - представит сегодня Юрий Еремин на сцене Театра имени Моссовета. Апологет "актуальной классики" и убежденный противник "музейных" постановок, создал собственный сценарий по историческим драмам Алексея Толстого о конце династии Рюриковичей. За современное звучание сюжета отвечают Александр Яцко и Виктор Сухоруков, "коронованные" на роли Иоанна Грозного и Федора Иоанновича. На генеральном прогоне спектакля побывала съемочная группа "Новостей культуры".


Юрий Еремин давно подумывал о классической трилогии Толстого. С приглашением Виктора Сухорукова на роль царя Федора Иоанновича замысел обрел реальные черты. Взаимопонимание актера и режиссера в этой работе достигло такого уровня, что теперь Сухоруков может раскрыть некоторые секреты постановочной "кухни" от лица Еремина, тем более что тот принципиально не дает интервью.

Виктор Сухоруков: "Он сам сказал: "Ставлю высокую трагедию" – это я отвечаю за режиссера! Он соединил "Смерть Ивана Грозного" и "Царь Федор Иоаннович", чтобы показать в каких крайностях Русь существовала испокон веков".
В традиционной постановке каждая из пьес Толстого заняла бы не меньше трех часов, в спектакле Еремина один акт – чуть больше часа. Артист Александр Яцко объясняет такую краткость: "Это дайджест, но есть такое режиссерское мнение, что нужно ориентировать на клиповый образ мышления".

Первый акт – с Иваном Грозным – решен в черном цвете. Белый главенствует во втором, посвященном сыну Федору. Стильная сценография в духе античного театра принадлежит самому Юрию Еремину.
"Ему была важна скупость изображения и как в этом скупом мире, конкретном, четком и по музыке, и по цвету, какие человеческие страсти происходят", - поясняет режиссерский замысел Виктор Сухоруков

Царь Федор у Сухорукова – истинное дитя, трогательное в своей обреченности. У Толстого царица Ирина умна, мудра и исподволь руководит мужем. В постановке Еремина этот образ решен иначе.
"Ее любовь жертвенна, - говорит актриса Екатерина Гусева. – Все ради этого человека. И ключевое слово к роли, я долго его искала – не уберегла".

Царь-дитя запутывается в сетях, расставленных для него Годуновым. В этой роли очень гармоничен Валерий Яременко. "Мне бы хотелось сыграть и третью пьесу, "Борис Годунов", - признается артист. – Но Юрий Иванович предупредил, что этого не будет. Поэтому я к концу спектакля постараюсь намекнуть, что существует еще и третья история". Она, как первые две, тоже очень современна. В целом спектакль получился не столько о правителях, сколько об их свите. О том, как меняются люди при смене власти. И как обретение власти губит даже самые чистые души.