24.12.2009 | 14:02

Классика китайской анимации в Москве

Авторская анимация Поднебесной. Впервые в Москве можно увидеть, чем занимались китайские режиссеры анимационного кино до, во время и после "культурной революции". Семь короткометражных фильмов – лучшее из того, что было снято на Шанхайской анимационной студии с 1965 по 1986 год. В течение четырех дней кинотеатр "35мм" будет крутить программу под названием "Классики китайской анимации. Три монаха". Рассказывают "Новости культуры".



Режиссер Тэй Вей успел закончить фильм "Флейта пастушка" до начала культурной революции. Потому нет в картине ничего пролетарского, ни единой ссылки на цитатник Мао. Только классическая китайская живопись. Акварельные фоны, каллиграфичные герои.

"Акварельная живопись, которая отсутствует в других искусствах, в других странах. Это не похоже на все остальное", – говорит куратор программу Павел Шведов.

"Флейта пастушка" сделана на Шанхайской анимационной студии. Китайскому аналогу "Союзмультфильма" скоро исполнится шестьдесят лет. Сейчас сотрудники студии вовсю участвуют в международных проектах, и очарованию традиционной акварельной техники все больше предпочитают 3D. Но все лучше, чем с 1965 по 1976, когда кино могло быть только агитационным. Даже из мультфильма "Три монаха", снятого после революции, идеологии не выкинешь.

"В Китае как и в Советском союзе, была пропаганда", – отмечает Павел Шведов.

И все же за десятилетие вынужденной немоты китайские режиссеры не потеряли профессию. Те, кто выжили и остались в стране, в 1980-е смогли снимать полноценное кино. В основном, это были режиссеры немолодые, чье художественное видение сформировалось в досоциалистическом Китае. Поздние работы Ху Цзинь-Цина, Тэя Вея, А Да вошли в золотой фонд китайской анимации. Между тем, увидеть их удается нечасто. В Москве классиков китайской анимации показывают впервые.