25.12.2009 | 11:42

РАТИ выбирает ректора

Сегодня решится судьба одного из главных творческих ВУЗов страны: в Российской академии театрального искусства пройдут выборы ректора. Напомним, в мае этого года Марина Хмельницкая по распоряжению Министерства культуры была отстранена от занимаемой должности. Назначение на место ректора Юрия Шерлинга – человека для ГИТИСа "случайного" – возмутило театральную общественность. Министерство культуры отменило свое решение и принесло извинения.
На сегодняшний день на ректорскую должность претендуют два кандидата – исполняющая обязанности ректора Карина Мелик-Пашаева, долгие годы отвечавшая в РАТИ за научную работу, и Давид Смелянский, профессор кафедры менеджмента. Предвыборную ситуацию изучили "Новости культуры".



24 декабря, сутки до выборов в РАТИ. Занятия идут своим чередом, и только листок формата А4 на доске объявлений сообщает о предстоящем голосовании. Это мог бы быть "день тишины". Впрочем, ни агиток, ни дебатов и до этого дня не было. Оба кандидата, правда, написали предвыборные программы. Но широкой огласке их не предавали.

Профессор РАТИ Алексей Бартошевич говорит: "Абстрактно говоря, это очень важно – та система идей, с которой кандидат приходит на выборы. Но, видите ли, сочинение программ – это жанр, в котором может блистать тот, кто совсем не способен эти программы осуществить".

История с выборами ректора в ГИТИСе началась в 1988. До этого на пост назначали, а несогласным права голоса не давали. Первые выборы выиграл Сергей Исаев. На тот момент он был самым молодым ректором страны, ему еще не было сорока. Исаева переизбирали еще и еще. Его третий ректорский срок был трагически прерван в 2000.
После убийства почти год ректорское кресло пустовало, исполняющей обязанности была проректор Марина Хмельницкая, позже ее и избрали руководителем ВУЗа.
Борис Любимов, ректор Высшего театрального училища имени Щепкина, рассказывает: "Долго в ГИТИСе были выборы на безальтернативной основе. И теперь простая процедура выборов из 2 кандидатов – она, тем не менее, перестает быть привычной. Как председателю местного избиркома, мне очень хочется, чтобы выборы прошли без скандала".

В мае ГИТИС лихорадило. 13 числа отстранили от должности Марину Хмельницкую. По 278 статье Трудового кодекса, то есть по решению учредителей. Ректорское кресло Минкульт предложил Юрию Шерлингу. Удобно расположиться в нем он не успел, зато пару увольнений сделал. Впрочем, не прошло и двух суток, как Шерлинг был вынужден откланяться. Так студенты и преподаватели совершили маленькую революцию.

Профессор РАТИ Евгений Каменькович считает, что это не самые лучшие страницы истории: "Я совсем не горжусь этой мини-революцией. Это позор для нашей культуры, что вообще это было. Никто же за это не ответил!"

Евгений Каменькович – один из тех, кто наотрез отказался от этой "шапки Мономаха". Аргумент прост и лаконичен: слишком много творческих планов. "Выборы касаются только верхушки. Студенты, как были прекрасны, так и остаются прекрасными, – не сомневается Каменькович. – Я могу сказать за свой режиссерский факультет. Очередной режиссерский курс Кудряшова – это же опять готовый театр. Ну, кто там, на четвертом курсе занимается греческой трагедией".

После "майских волнений" исполняющим обязанности ректора Минкульт назначил Карину Мелик-Пашаеву. В ГИТИСе она проработала почти тридцать лет, была проректором по научной работе. Говорит, тогда не имела права отказаться. Сейчас Мелик-Пашаева предлагает эволюционно-консервативную программу: "Самое главное – это путь развития. Он должен быть эволюционным, но консервативным. Консервативность – одна из главных составляющих педагогической работы. Мне кажется, все, что нужно сделать, делается уже сегодня. И очень много надо сделать по разным направлениям".

Второй кандидат на пост ректора – Давид Смелянский, знаменитый театральный продюсер. Его рабочий стаж в ГИТИСе тоже исчисляется десятилетиями. И программа Смелянского тоже вроде бы не революционная. Он и за традиции, и за инновации. Главная претензия оппонентов – при его занятости времени на РАТИ Смелянскому будет катастрофически не хватать.

"По законодательству, я могу находиться на госслужбе, только занимая один пост, что и будет, если я этот путь пройду, – спешит развеять опасения Давид Смелянский. – С другой стороны, я не отказываюсь от творческой работы. И я считаю это моей сильной стороной. Продюсирование, которое меня связывает с театрами".

Выбор за общим собранием – а это около 300 человек. Помимо преподавательско-профессорского состава туда вошли и студенты, по одному представителю от каждого факультета.

Мария Старыгина, студентка 4 курса театроведческого факультета, считает участие в выборах делом чести: "На каком бы курсе я ни училась, кто бы ни стоял на моем месте, это было бы принципиальным вопросом – выбор нового ректора".

Мурат Калов, студент 3 курса факультет музыкального театра, ощущает и на себе ответственность за происходящее: "Нужно думать, что будет дальше, благодаря тому, кого мы выберем".

По уставу РАТИ, выборы считаются состоявшимися, если за кандидата проголосуют пятьдесят процентов плюс один голос. В противном случае, назначаются перевыборы.

Борис Любимов, ректор Высшего театрального училища имени Щепкина, говорит и о подводных камнях ректорской работы: "Наша судьба ректорская непростая. 5 лет, а дальше возрастные ограничения. Если 65 – могут продлить контракт, а могут и нет, а после 70 – все, дембель".

Нынешняя ситуация в РАТИ может разрешиться либо по сценарию затянувшейся на полтора года истории с Петербургской консерваторией, где Сергей Стадлер из исполняющего обязанности все-таки стал ректором, либо получится так, что в Москве два театральных ВУЗа будут возглавлять однофамильцы.

Читайте также:
В РАТИ назначен исполняющий обязанности ректора

Ученый совет выберет нового ректора РАТИ

Последние новости из РАТИ