25.12.2009 | 14:53

"Щелкунчик" – возвращение к истокам классического танца

В Петрозаводске, в Музыкальном театре Республики Карелия, состоялась премьера балета "Щелкунчик". Публика увидела спектакль почти таким же, каким он был в самой первой своей версии, поставленной в 1892 году в Петербурге, в Мариинском театре. Взялся за это грандиозное дело балетмейстер постановщик Кирилл Симонов. Похоже, он искал для этого балета оптимальный образ. Он уже ставил "Щелкунчика" для Мариинки в 2001 году вместе с Михаилом Шемякиным, и балет в его руках пережил изменения, подобные тем, что случились с главным героем сказки Гофмана. Рассказывают "Новости культуры".



Кириллу Симонову, который взялся поставить известный балет на сцене Музыкального театра Карелии, пришлось на время стать археологом и освободить "Щелкунчика" от более поздних "культурных наслоений".

"Мне стало интересно, как это было в 1892 году. Сказать, что это полное повторение того, что было, мы не можем. Это моя фантазия на тему того спектакля", – поясняет балетмейстер.

Вернуться к истокам классического танца непросто. Тем более, что многие сведения о первой постановке "Щелкунчика" утрачены. Информацию собирали по крупицам. Описания отдельных сцен, таких, как "Вальс снежинок" и "Па-де-де Феи Драже и Принца Коклюша", сохранились только за рубежом. В Петербурге, в Музее театрального и музыкального искусства, обнаружили зарисовки некоторых танцев.

"Господин Ширяев, хореограф и постановщик Мариинского театра, у него были куклы на основе проволоки. И он лепил из них различные фигуры, позы, которые будет использовать в танцах. Потом он эти фигуры зарисовывал", – рассказывает артист балета Владимир Варнава.

Большая удача – сохранилось либретто и сценарный план Мариуса Петипа. Он собирался ставить этот спектакль, но из-за болезни поручил Льву Иванову. Также удалось найти эскизы декораций и костюмов, фотографии артистов. В оформлении спектакля приняли участие художники из Мариинского театра. В его мастерских шили самые сложные костюмы, а декорации расписывали в Петрозаводске.

"В основном, это технологии, которые использовались в конце XIX века. Это ткань, это живопись, ажур на сетке. Прошивается каждая линия, пришивается к сетке, и потом мы получаем какую-то объемную картину", – говорит художник-постановщик Андрей Войтенко.

Адаптировать историческую постановку к новым условиям, создать эффект "имперского" театра оказалось непросто. Сцена в Петрозаводске значительно меньше, чем в Мариинском, и в балетной труппе не сотня танцоров, а всего сорок. Постановщики стремились показать зрителям красоту старых спектаклей, подарить ощущение праздника. Тем более, что в представлении большинства любителей театра "Щелкунчик" – неизменный символ Рождества.