10.07.2012 | 19:36

Александр Адабашьян погрузился в воспоминания о детстве

Завершены съемки фильма, рабочее название которого – «Проезд Серова». По этому, когда-то реально существующему адресу автор сценария и художественный руководитель проекта Александр Адабашьян прописал своих героев. Большая часть съемок проходила в Петербурге – там в павильонах построили московские коммуналки и летом сыграли Новый год. Для последнего съемочного дня была выбрана Москва. Главное здание Московского университета сегодня словно вновь перенеслось в то время, когда и было построено. Рассказывают «Новости культуры».

Туристы из Японии еще даже не поняли, что происходит, но сразу достали камеры. Перед главным зданием МГУ вдруг ожило советское прошлое в белых панамах и красных сатиновых галстуках.

Этот последний съемочный день один из самых сложных. На площадке сразу две не просто трудные, но непредсказуемые категории актеров – дети и животные. Ассистент Николай Довгаль снова и снова, как заклинание, повторяет: в камеру не смотреть, собак вести, слушать только режиссера.

В обязательных белых бантах по моде 1953 года, на каблучках и в носочках, 11-летняя Аня Корнева впервые в жизни сядет в такую представительную машину. Когда-то престижный и солидный ЗИМ кого-то только в своей истории не возил, сегодня он увезет ее героиню в новую жизнь.

«Это воспоминания о детстве, о вашем детстве, о любом совершенно. Вот, если вы вспомните ваше детство, вспомните, что в вашем детстве летом все время светило солнце, не было дождей, никогда не было осени с грязью, зимой тоже было синее небо, белый снег, это о детстве любого здесь присутствующего», – заверяет Александр Адабашьян.

Всех, кто появится в кадре, к съемкам готовят. Грим под таким солнцем поправляют каждые 15 минут. Ирландский волкодав Еня временно отстранен – перегрелся. Пока длинношерстного колли Перишеля еще спасают водные процедуры, его хозяин сбегает – прячется в университетских кустах. Для камеры он не заметен, но Перишель почувствует.

«Так называемая "засада" устроена для того, чтобы собака пошла в нужном направлении, в котором нужно режиссеру», – поясняет владелец собаки Роман Пепеляев.  

Как только будет дана команда, юные собаководы-пионеры пойдут куда-то навстречу светлому будущему. Тут камера выхватит лицо, так непохожее на других. Мальчик только что понял: он простился и с другом детства, и с самим детством, кажется, тоже.

«Сейчас этого нет. Есть либо анимация американская, либо слепок с нее сделан в России. В общем, все. Есть "Гарри Поттер", а никаких картин, которые воспитывали бы детей сегодняшних, российских детей, на отечественном материале, на том, что нам понятно, близко, интересно, на нашей истории, таких картин нет», – подчеркивает режиссер-постановщик Анна Чернакова.

История о девочке, что не уехала в лагерь, и мальчике, семья которого вернулась из ссылки. Об их мечтах и надеждах, о детской дружбе и взрослых трагедиях на фоне судьбоносного для страны 1953 года. Проезд Серова уложился в 35 съемочных дней, под финал из павильонов вышли и уже на улицах Москвы сняли то, что появлялось в детских мечтах.

Это один из тех редких случаев, когда в последний или, как говорят киношники, крайний съемочный день снимается действительно финальная сцена фильма. Но только кажется, что все закончится на знаменитой аллее МГУ. Это история не просто о детях, она рассказана и увидена глазами детей, которые пока еще верят в чудеса и московскую аллею могут превратить во что угодно.