25.12.2009 | 23:44

Опера "Троянцы" в эстетике "Звездных войн"

В Мариинском театре в эти минуты заканчивается премьерный показ новой постановки оперы Гектора Берлиоза "Троянцы". Полная версия самого масштабного и величественного произведения Берлиоза на сцене Маринки – это совместный проект трех театров: Мариинского, Большого театра Варшавы и Дворца искусств королевы Софии в Валенсии. Над созданием спеткаля работала испанская постановочная группа "Ла фура дельс Баус" и режиссер Карлуш Падрисса, создатель плавучего центра искусств под названием "Корабль Наумон". Неудивительно, что античные герои облачились в костюмы межгалактических воинов. Рассказывают "Новости культуры".



В зрительном зале уже после второго звонка почти не было свободных мест, а за кулисами – традиционная суета. У каждого участника постановки для волнения есть свои причины.

"Больше всего я переживаю за то, как все сложится вместе. И свет, и музыка, и видео, и декорации – все должно работать, как отлаженный механизм – солисты, хор, сценографы, оркестр... Надеюсь, у нас все получится", – говорит режиссер-постановщик Карлуш Падрисса (Испания).

"Чтобы все получилось, важно обеспечить безопасность певцов. Видите, на костюмах есть специальные крепления. Актеры в этой постановке даже парят в воздухе", – замечает художник по костюмам Чу Урос.

Дмитрий Воропаев, исполнитель партии Иласа, больше всего боится упасть: "Всю свою арию я нахожусь на достаточно большой высоте, и меня вдобавок ко всему еще и потихонечку везут по сцене. Надеюсь не упасть. Допеть – допоем. Главное не упасть".

Карлуш Падрисса поставил "Троянцев" в эстетике "Звездных войн". Здесь те же герои, что и в классической версии, зато, например, Эней в Карфаген попадает не на обычном корабле, а на космическом.

Валерий Гергиев объясняет главную идею постановки: "Замысел постановщика оригинален. Ему хочется, чтобы события, отраженные в этой опере – а это коло двух тысяч лет назад, даже более, – были переброшены. И уже к концу спектакля вы наблюдаете за событиями, происходящими на планете Марс".

Постановка Карлуша Падриссы построена на аллегориях. Если воспринимать то, что происходит на сцене буквально, то вообще не удастся ничего понять. Здесь и боксерские поединки, и межпланетные перелеты, и компьютерные вирусы.

"Это история о войне, в широком смысле слова, не о каком-то отдельном конфликте. И поэтому наши троянцы – это вирусы. Вирусы, которыми ежедневно человека заражает реклама, СМИ, вообще любая информация", – поясняет режиссер.

Карлуш Падрисса, конечно, рискует, помещая классический музыкальный материал в постмодернистскую упаковку. Впрочем, испанскому режиссеру не привыкать шокировать. Тем более что содержание все равно важнее, чем форма. А в данном случае содержание – это красивейшая музыка Берлиоза и история, и каждый сам решает, о чем она повествует.

Млада Худолей, исполнительница партии Кассандры, считает, что эта история о тщетности. "Кто-то пытается что-то сделать предотвратить. Надо плыть по течению и пытаться спасти хотя бы себя или свою честь. Кому-то это удается".

Дмитрий Воропаев, исполнитель партии Иласа, рассуждает о природе чувств: "Опера о взаимоотношениях, как и все оперы. О взаимоотношениях людей, о чувствах. Мужчины к женщине и женщины к мужчине. От этого никуда не деться".

Оперу "Троянцы" Берлиоз написал во второй половине XIX столетия. Сегодня в Мариинском театре она зазвучала среди декораций, рисующих далекое будущее. Экспериментировать со временем Карлуш Падрисса не боится, потому что убежден: "Опера – это пространство, где понятие времени исчезает, если удается затронуть чувства". Удалось ли в этот раз – решать слушателям. В антракте они поделись первыми впечатлениями:

– Это не совсем то, чего я ожидал. Мне кажется режиссер
переборщил с модернискими изысками, но все равно интересно посмотреть.

– Иногда мне казалось, что я что-то упускаю. Музыку, сюжет. Потому что много всего движется слишком яркое видео.

– Чтобы понять эту оперу, надо знать историю.


Читайте также:
Пять часов Троянской войны