28.12.2009 | 10:44

День рождения кино

Сегодня весь мир отмечает Международный день кино. 28 декабря 1895 года в парижском кафе на Бульваре Капуцинов состоялся первый в мировой истории публичный платный сеанс синематографа братьев Люмьер. 30-секундное "Прибытие поезда на вокзал Ля Сьота" - так называлась лента, продемонстрированная в тот день – повергло аудиторию в ужас. Люди бросались к выходу, уверенные, что "оживший" паровоз вот-вот раздавит их. Так, со скоростью локомотива кино ворвалось в нашу жизнь, за век с небольшим став для одних глобальной индустрией с многомиллионными оборотами, для других – частью и даже заменителем самой жизни. Темпы роста "главного из всех искусств" оценили "Новости культуры".


С тех первых 30 секунд великая иллюзия кино начала конкурировать с миром реальности. Довольно скоро она добилась серьезных результатов. В первые годы существования к синематографу относились лишь как к развлечению, но уже в 1910-х годах рассмотрели в нем искусство. Первыми подошли к кино с эстетической меркой француз Жорж Мельес и американец Дэвид Гриффит.

Любопытный факт: 1944 год, Сергей Эйзенштейн предлагает директору Института истории искусств Игорю Грабарю создать сектор кино. Грабарь не против, но при одном условии: если Эйзенштейн даст ему честное слово, что кино – это искусство. А ведь "Броненосец Потемкин", неизменно входящий в десятку лучших фильмов всех времен, был снят Эйзенштейном почти за 20 лет до этого!

У каждого времени были свои художники и шедевры. По ним, как по узловым точкам, можно прочертить путь, который прошел кинематограф.
Например, Чарли Чаплин – эпоха в кино, блестящий комик и король "великого немого". Или фильм "Унесенные ветром", признанный самой выдающейся мелодрамой. До сих пор его сборы – самые высокие за всю историю кино.

С 50-х годов в США начинается производство стерео фильмов – аналогов сегодняшнего 3D. Тогда же впервые попытались сопровождать показ искусственными запахами. Ни одна из этих идей не прижилась. Они были слишком дорогостоящими, а эффект увлекал зрителя ненамного больше, чем качественное классическое кино.
В Европе этот период проходил под эгидой интеллектуального, психологического кинематографа. Роберто Росселлини, Федерико Феллини, Ингмар Бергман владели умами миллионов.

С 70-х начинается эра блокбастеров – фильмов, собирающих больше миллиона долларов за первый день проката. С "Челюстей" Спилберга и "Звездных войн" Лукаса начинается новая эра – гиперскоростей и торжества спецэффектов.

Сегодня мы готовы платить за киноадреналин, когда объекты с экрана буквально падают на зрителя, злодеи погибают, а happy end неизбежен. На этот результат работает огромная индустрия Голливуда – самая массовая и самая дорогостоящая в мире. Каждый день там выпускается как минимум два новых фильма, а ежегодный оборот "фабрики грез" – 9 миллиардов долларов – сравним с годовым бюджетом небольшой страны. Однако общество, находясь под обаянием великой иллюзии, требует от нее все более сильных ощущений. Таких же острых, как и тогда, когда паровоз заставлял людей вскакивать с мест.