29.12.2009 | 11:01

Итоги года. Музыка

Нельзя "алгеброй гармонию поверить", но оценить количество и качество музыкальных событий года – задача вполне доступная. Выводы, сделанные ведущими критиками по итогам музыкального сезона 2009 звучат скорее в мажорной тональности. Фестивалей прибавилось. Мировые звезды по-прежнему рады испытывать свои уникальные голоса и инструменты на прочность московским климатом, а о Большом театре после премьеры "Воццека" заговорили не только как об объекте реконструкции. Видимо, классическая музыка не поддается кризису, потому что сама является мощным антидепрессантом. Особенно – в коллективном исполнении. Итоги музыкального года подводят "Новости культуры".



Уходящий 2009 можно смело назвать годом оркестров. Российские коллективы предоставили слушателям богатый выбор событий и программ. Весьма значительным явлением стал первый фестиваль Российского национального оркестра, который прошел в Большом театре.
Семь вечеров за пультом царил художественный руководитель смотра Михаил Плетнев. Особенной популярностью пользовались как концертное исполнение Моцартовской "Волшебной флейты" с плеядой великолепных певцов из разных стран, так и специально созданная литературно-музыкальная композиция к драме Генрика Ибсена "Пер Гюнт". Музыкальную часть взяли на себя оркестр, певцы и камерный хор, а часть литературная осталась за Василием Лановым. "Подбирался не специально для меня текст, а для чтеца, который должен был совместить в себе около десятка образов, личностей, лиц", - говорит артист.

Перед началом фестиваля стало известно и о серьезных изменениях статуса Российского национального оркестра. Коллектив, который был первым в нашей стране частным оркестром, существовавшим на деньги спонсоров, стал государственным. Сам Плетнев признался, что это был шаг, скорее вынужденный: "Времена изменились. Понимание того, что мы делали, не пришло. Скорее наоборот. На каждом перекрестке в нас тыкали, что мы какая-то частная лавочка, которая неизвестно чем занимается и называется Российский национальный оркестр. Другого выхода положить этому конец я не увидел".

Другой коллектив с похожим названием – Национальный филармонический оркестр России – обрадовал слушателей Сибири и Урала. Владимир Спиваков со своими музыкантами выступил в Перми, Екатеринбурге, Челябинске, Тюмени. В крупнейших сибирских центрах – Омске, Томске и Новосибирске оркестр играл вообще впервые. "Я хочу по мере моих скромных возможностей восстановить духовный иммунитет страны", - говорит о цели сибирского турне Владимир Теодорович.

В особую атмосферу на четыре дня погрузились меломаны Австрийской столицы. Четыре концерта в золотом зале "Музикферайн" в Вене дал Большой симфонический оркестр под управлением Владимира Федосеева. Маэстро представил программу из симфоний Бетховена и Чайковского, творчество которых всегда составляло основу репертуара БСО. Зрители телеканала "Культура" получили уникальную возможность увидеть в эфире все четыре концерта из знаменитого на весь мир зала.

Еще одним подарком от телеканала "Культура" меломанам стал Десятый международный телевизионный конкурс юных музыкантов "Щелкунчик". К своему первому юбилею он подошел с впечатляющими результатами.
За десятилетнюю историю "Щелкунчика" в нем приняли участие более тысячи одаренных детей, а конкурсные прослушивания увидели миллионы телезрителей. В этом году жюри присудило 3 золотых "Щелкунчика", 4 серебряных и 2 бронзовых. Но конкурс стал праздником для всех участников. Юные музыканты считают, что на "Щелкунчике" нет победителей и побежденных.
Виолончелист Искандеор Ханнанов, лауреат X международного телевизионного конкурса юных музыкантов "Щелкунчик", так говорит о "Щелкунчике": "Он праздничный. Другие конкурсы – они больше похожи на конкурсы, а вот "Щелкунчик" - это большой праздник".

Свое десятилетие отметил и фестиваль "Кремль музыкальный". Международный смотр Николая Петрова проходит в необычной атмосфере Оружейной Палаты. Обстановка диктует свои правила. Сотрудники музея, например, просят исключить особенно громкие произведения, чтобы не навредить экспонатам.
Николай Петров – арт-директор и "самодержец". Он сам выбирает, кто будет играть в Кремле. Одним из тех, на кого пал выбор Петрова в этом году стал французский пианист Сиприен Катсарис. В прошлый раз он выступал в Москве почти сорок лет назад на конкурсе Чайковского. "Хоть я и не стал финалистом, я стал одним из любимцев московской публики – по мнению советской прессы. Мне тогда было 19 лет", - рассказывает музыкант.

Конкурс Чайковского, на котором не победил когда-то Сиприен Катсарис, ждут серьезные изменения. Оргкомитет ХIV международного музыкального смотра возглавил Валерий Гергиев, который намерен вернуть мировой престиж форуму. Маэстро обещал посвящать конкурсу много времени и, возможно, даже отодвинуть работу в Мариинском театре на второй план.

Кстати, работы Гергиева в этом году, а именно опера "Нос", а также 1-я и 15-я симфонии Дмитрия Шостаковича в исполнении солистов оперы, хора и оркестра Мариинского театра номинированы на "Грэмми", одну из самых престижных наград в современной музыкальной индустрии. Все записи представлены в важнейших номинациях: "Лучший классический альбом", "Лучшая оркестровая запись" и "Лучшая запись оперы".

Обладатель 15 премий "Грэмми" Ицхак Перлман выступил в Большом зале столичной консерватории. Как и всякая живая легенда, Перлман играет там, где хочет и когда хочет. В Москве его не слышали, без малого, 19 лет. "А я, Вы знаете, по натуре домосед и совсем не люблю путешествовать, - находит этому факту объяснение сам Перлман. – Все эти перелеты, переезды… Нет, мне так хорошо сидеть у себя дома, в Нью-Йорке".

Большой зал столичной консерватории в котором, по традиции, проходят концерты всех выдающихся музыкантов современности, скоро закроется на ремонт. И это тоже становится своеобразным итогом уходящего года. Москве придется пожить некоторое время без своего музыкального сердца, что серьезно изменит афишу следующего сезона.

Читайте также:

Итоги киногода>>