29.12.2009 | 13:00

Екатерина Великая глазами наших современников

"Екатерина Великая в памяти потомства". В Музее-заповеднике "Царицыно" вчера открылась выставка, посвященная 280-летию со дня рождения императрицы, с именем и правлением которой традиционно принято связывать самые блестящие страницы российской истории. Это о ней Вольтер говорил, что "у потомства никогда не будет недоразумений с его императрицей". Французский философ оказался прав. Величие образа Екатерины Великой в памяти потомков укоренилось настолько, что нетрадиционное решение юбилейной выставки этому величию вовсе не во вред, а даже на пользу. В чем убедились и "Новости культуры", побывав в Царицынском дворце.



Три тысячи артефактов заняли двадцать два зала. Екатерина в воске, бронзе, на холсте и в фарфоре. Никаких личных вещей, прижизненных писем и придворных портретов. Экспонаты выставки говорят о том, как трансформировался известный образ на протяжении двух веков.

"Начинается с залов, посвященных памяти. Кто-то пытается сопоставить современность и время Екатерины. Есть залы, где показаны серии почтовых карточек", – рассказывает автор экспозиции Людмила Введенская

Награды имени Екатерины Второй выдают за развитие гражданского общества, любовь к Отечеству, заслуги в науке и культуре. В репертуаре каждого солидного театра есть спектакль, в котором Екатерина – обязательный персонаж. Одна из последних премьер – постановка "Царица" в "Геликон-опере". Кстати, в экспозицию вошли костюмы к этому спектаклю.

"У нас здесь практически полностью собрана вся театральная екатериниана ХХ столетия. То есть это и советский период, и недавнее время", – говорит куратор выставки Ольга Докучаева.

Основоположник российского купюризма Анатолий Орлов известен своими коллажами из денег. Его серия называется "Катя плюс Жора". Это сама Екатерина и первый президент Америки Джорж Вашингтон. Известно, что императрица ввела в обращение бумажные деньги. С тех пор и до революции сторублевки ласково называли Катеньками.

"Не имей сто друзей, а имей сто рублей. Даже сейчас для нас Джорж Вашингтон на одном долларе – самая главная купюра. Поэтому я решил их поженить, потому что они два главных символа", – поясняет Анатолий Орлов.

Скульптор Леонид Баранов объединил Екатерину и картину Делакруа "Свобода на баррикадах". На этой выставке от серьезного до смешного – всего пара шагов. Серьезно – когда спорят о переименовании Краснодара в Екатеринодар. Смешно – когда величественный профиль Екатерины украшает шоколад, чай и петарды.

Портрет Екатерины Второй можно увидеть даже на картах. Во всех колодах она дама бубен. Екатерина на кружках, тарелках, магнитах и панно. Имя императрицы становится российским брэндом – таким же, как матрешка, которая давно потеряла свое истинное лицо.

Апогей абсурда – селедка "Каприз Екатерины". Последняя часть выставки называется "Ларек". Именем Екатерины также названы лак для ногтей, спиртные напитки, портьерные ткани. При внимательном рассмотрении экспонаты выставки могут многое сказать о нашем времени – как мы понимаем себя и свою историю.