11.07.2012 | 10:28

К столетию со дня рождения Дмитрия Бальтерманца

Специалисты, изучающие наследие классика советской фотографии Дмитрия Бальтерманца, утверждают, что мастер мог срежиссировать даже погоду на своих снимках. Создание идеальной хроники страны Советов - один из лучших фотохудожников эпохи понимал не как госзаказ, а именно как высокохудожественную задачу. А тот, кто умеет сконструировать безупречный миф, лучше других знает способы его разоблачения. Столетию со дня рождения Дмитрия Бальтерманца посвящена выставка в Мультимедиа Арт Музее. Рассказывают «Новости культуры».  

Работы Дмитрия Бальтерманца – это полувековая история страны в фотографиях. В 39 году он - выпускник механико-математического факультета МГУ, рискнул и стал фотокорреспондентом газеты «Известия». Когда началась война, Бальтерманц ушел на фронт – снимал Оборону Москвы, Битву под Сталинградом, военные действия в Крыму, взятие Берлина. Неустанно работал не только днем, но и в темное время суток. Многие фотографии на ретроспективной выставке представлены впервые. В них - подвиг солдат, смерть, горе, тяготы войны.

«Мы постарались показать и те работы, которые стали символом XX века, достаточно посмотреть на «Горе» Бальтерманца, ту работу, которая была сделана в самом начале войны, в самые тяжелые годы, которая была напечатана только в 61 году, во время хрущевской оттепели», - отметила Ольга Свиблова.

Съемка политиков – отдельная глава в творчестве Бальтерманца. Он фотографировал генеральных секретарей, в архиве сохранилось множество «непротокольных» снимков. Мастер фоторепортажа всегда старался смотреть на вождей глазами свободного человека.

«Сколько людей снимало генеральных секретарей, это то, что называется сегодня президентский пул, вот все снимают, а в истории остается один кадр и Никита Сергеевич с кукурузой – это кадр, который забыть нельзя», - уверена Ольга Свиблова.

После войны Бальтерманца приняли в журнал «Огонек» - в те годы, самое крупное советское иллюстрированное издание, где он вскоре возглавил фотоотдел.

«Надо сказать, что журнал «Огонек» был тогда единственным иллюстрированным журналом, и уже в сороковые годы в нем стали печататься цветные фотографии, что было совершенно необычно для остальной прессы, - отмечает дочь Бальтерманца Татьяна Бальтерманц. – Выписывали, вероятно, не для того, чтобы что-то прочитать, потому что цветные фотографии были чрезвычайно привлекательны, многие эти фотографии, картинки вырывали из журналов, вешали на стенку, я сама лично видела, висели обложки и, в том числе, Бальтерманца. Просто украшали».

Дмитрию Бальтерманцу удивительно легко удавались и постановочные и репортажные съемки. Портреты детей и взрослых, индустриальные пейзажи. Его творческие поиски рождали целые серии работ - «автомобильный завод в Тольятти», «где должен быть Маяковский». Многие зрители специально пришли посмотреть и поностальгировать у советских фотографий из серии «Арбатская площадь 60-х».

«Я пришла на выставку с сыном, мне хотелось ему показать, самой посмотреть, ему показать, какие-то моменты нашей истории, вплоть до того, что здесь есть даже фотографии Москвы, времен, когда работали автоматы с газировкой, посмотреть Москву 50-х и даже раньше», - объясняет посетитель выставки Екатерина Функ.

В экспозиции – много фотографий из семейного архива, их редко можно увидеть на масштабных выставках. Так, например, фото 70-х годов, где на одном снимке запечатлены - Окуджава, Вознесенский, Рождественский и Евтушенко. Не просто фотоархивацию советской истории, а метафору своего времени видели в работах Бальтерманца его современники. Так их видят и сейчас.