30.12.2009 | 13:40

Театральные эскизы Константина Коровина на выставке в "Новом манеже"

Большой театр подготовил выставку, посвященную Константину Коровину. Он считается первым русским художником, объединившим живопись и архитектурный объем. Его называют русским импрессионистом, отличным декоратором, тонко чувствующим колористом и даже стилистом. Все эти качества оптимально сплавились в его таланте театрального художника. Ему была оказана честь стать первым главным художником Большого театра. Выставка проходит в "Новом манеже". Рассказывают "Новости культуры".



Константин Коровин заявил о себе как художник-новатор еще во времена работы в Частной опере Саввы Мамонтова. В Большой его пригласили с той же целью – изменить сценографию, которая в то время сводилась к формальному украшению сцены. Декорации к одному спектаклю создавали разные художники, да и костюмы актеры часто подбирали на свой вкус.

Константин Коровин возглавил художественно-декорационные мастерские Большого театра в 1900 году. Он работал над декорациями, как над картинами. Впрочем, не все приняли импрессионистическую манеру письма Коровина, ведь вблизи крупные мазки выглядели, как мазня. Коровин впервые стал работать с театральным освещением, которое менялось по ходу спектакля. Делал костюмы, учитывая индивидуальность актеров. Он заменил корсеты на туники. Это позволило актерам более свободно двигаться на сцене. Заглянуть в лабораторию Коровина помогают его эскизы, испещренные различными заметками.

"Очень интересные подписи. Что касается материалов – о том, как работает костюм на сцене, о том, кому он принадлежит, с кем надо проконсультироваться, – все это написано рукой Коровина", – рассказывает хранитель Музея Большого театра Екатерина Чуракова.

Сохранились не только эскизы, но и театральные костюмы. Их немного: три – в Петербургском театральном музее, три – в Музее Большого театра.

"Костюм к балету "Золотая рыбка" – это костюм Екатерины Гельцер. Он был ужасном состоянии, потому что ткань была посечена, было много потерь украшений", – обращает внимание куратор выставки Лидия Харина.

Что касается других костюмов, созданных когда-то Коровиным, то студенты Школы-студии МХАТ сделали по его эскизам макеты из бумаги. Причем, выглядят они, совсем как настоящие.

"Важно у таких мастеров научиться образному решению костюма. Попробовать тот колорит, который присущ Коровину. Это неповторимый колорит в "Снегурочке". Сделать это необходимо гармонично, чтобы была цельная история", – поясняет доцент Школы-студии МХАТ Екатерина Устинова.

К сожалению, не уцелело ни одной декорации Коровина. В 1914 году сгорел сарай, в котором они хранились. Когда художнику предложили восстановить их по эскизам, он отказался. Изменилось время, да и Коровин видел уже все в ином свете.

Читайте также:
Константин Коровин - художник Большого театра