31.12.2009 | 13:32

Глобальная сеть – подводим итоги года

Россия и глобальная Сеть – рубрика "Загрузка" подводит итог уходящему году. Одним из самых громких событий в этой сфере стало получение Россией собственной доменной зоны – РФ. Добавим к этому, что уже почти сорок процентов населения страны – пользователи Интернета. В качестве лидеров зарегистрированы Приволжский и Центральный округа и Москва, а самый большой прирост дают Южный, Дальневосточный и Уральский округа.

Интернет стал реальным культурным феноменом. Виртуальная сеть все чаще смыкается с реальностью. Интернет уже стал самым большим на планете кинотеатром, библиотекой, концертным залом, дискуссионной площадкой. Глобальность не поглотила индивидуальность. Некоторые события года демонстрировали то, как авторы все чаще возвышают голос – и не только в связи с авторскими правами, а такое благо, как блоги, не дадут всемирной паутине стать безликой. Рассказывают "Новости культуры".



Еще в прошлом году слово "блоггер" несло негативный оттенок. Блоггер был каким-то неведомым человеком, который скрывает лицо под маской аватара и пишет в свое сетевом дневнике все, что хочет. Но 2009 реабилитировал блоггера, ведь сам президент России обзавелся видеоблогом, с завидным постоянством публикует новости и прививает сетевую культуру на местах.

"Год назад появился мой видеоблог. Весной он стал частью "Живого Журнала". Это уже серьезный срок, пора подвести итоги. Я согласен с тем, что российская блогосфера не только энергична и современна, но она, похоже, действительно имеет свою специфику, свой российский "аромат"", – говорит президент.

Блогосфера в России действительно уникальна, и прежде всего своей массовостью. Сейчас число блогов в рунете перевалило за одиннадцать миллионов. Это обусловлено исторически.

"В России очень литературоцентричная культура, люди ценят и умеют сказануть, и на этом очень много блогов строится", – замечает профессор Лондонского городского университета Ольга Горюнова.

Блоги всегда были пространством для полемики. Средой, где может высказаться каждый. Неслучайно споры о художественных проектах, премиях и конкурсах переходят из офлайна в онлайн. 10 декабря объявили лауреатов премии Кандинского, обсуждение ее итогов заняло в "Живом Журнале" далеко не одну веб-страницу:

"Прежде всего обсуждается, "правда ли, что независимая премия действительно независимая"". Ольга Свиблова, директор МДФ.

"Для меня вся эта премия Кандинского – давно уже не критерий, а симптом, типа "Хромой Лошади"". Сергей Тетерин, медиахудожник.

В этом году Большой театр праздновал шумный успех. Премьера оперы Альбана Берга "Воццек" в постановке Теодора Курентзиса и Дмитрия Чернякова прошла с фурором. Билеты на "Воццека" продавались так же, как на "Лебединое озеро". При том, что опера Берга – сложнейшее для восприятия модернистское произведение. Причиной тому послужила не только прекрасная постановка. Руководство театра постаралось привлечь на спектакль публику, которая обычно в театр не ходит. В "Живом Журнале" открыли блог оперы.

"Мы боялись даже, что будет гораздо более резкая реакция, потому что есть в Интернете отдельные блоггеры, которые очень пристально следят за Большим театром, у которых есть своя концепция развития театра и которые модернистское искусство просто не воспринимают", – поясняет пресс-секретарь Большого театра Екатерина Новикова.

В Англии тоже привлекают публику с помощью Интернета. В сентябре в Британском оперном театре состоялась премьера народной оперы, созданной с помощью социальной сети Twitter. В основу либретто были положены короткие сообщения пользователей.

В декабре многие периодические издания подводили итоги не только года, но и целого десятилетия. Итоги оказались неутешительны: глобальный экономический кризис, новые войны, экологические проблемы... И только Интернет радует – появился веб 2.0, социальные сети, новые сервисы и прочие прелести виртуального мира.

Однако Интернет сейчас совсем не такой, каким его представляли себе пионеры веба в середине 1990-х. В сеть пришел капитал, приспособив ее под свои нужды. Из-за поисковиков Интернет стал слишком иерархичен, и найти что-нибудь не масс-медийное очень сложно.

"Огромное есть количество страниц, которые называются словом "Deep Web", или "глубокий веб", который вообще невозможно найти", – рассказывает профессор Лондонского городского университета Ольга Горюнова.

Благодаря развитию технологий сетевое искусство теперь создается гораздо проще, но аудиторию при этом найти неимоверно сложно – опять кураторы, галереи – то, от чего бежали пионеры медиа-арта. Вот и расцветают новые, маргинальные формы искусства. Участники движения "You're the Man Now Dog", сознательно возвращаются в 1990-е.

На другом полюсе находятся глобальные корпорации, которые и управляют Сетью. Обычно они исповедуют благие цели.

"Google видит свою миссию в том, чтобы сделать доступной всю мировую информацию любому человеку, где бы он ни находился", – поясняет директор по связям с общественностью Google Russia Алла Забровская.

Почему-то не все поддерживают это благое начинание. Проект "Google книги", в рамках которого уже оцифровано десять миллионов изданий, встречает все новых противников. То европейские защитники копирайта запрещают публиковать французские книги, то фантаст Урсула Ле Гуин называет соглашение с корпорацией "сделкой с дьяволом". А теперь Google стремится оцифровать всю Землю с помощью проекта "Google street view".

По улицам Москвы и других российских городов пока не ездят "гугломобили" и не делают фотографий для сервиса "Google street view". В пробках стоят обычные машины. Но скоро автомобильчики с автоматическими камерами появятся и у нас, ведь они уже отсняли практически всю Европу и Северную Америку.

Теперь можно путешествовать, не выходя из дома. Можно даже совершить паломничество от снимка к снимку. Возникает какая-то новая реальность. Для того, чтобы написать парижский пейзаж, американский художник Bill Guffey не едет во Францию, а включает компьютер, путешествует с помощью "Google street view и рисует картину по фотографии. Журналисты его так и называют – Винсент Ван Google.

Стремление оцифровать все и вся, как и противоборство этому, очень напоминает ситуацию из советского мультфильма про козленка, который считал до десяти: "Ой, теперь он и тебя сосчитал! Ну, это ему даром не пройдет!".