04.01.2010 | 10:38

Итоги 2009 года. Опера

2009-й год был не самым богатым на яркие оперные постановки. Всего одну оперу – правда, очень ярко – поставили в Большом театре. А в Мариинке - восемь премьер, правда, половина – это одноактные оперы. Некоторые спектакли были перенесены на петербургскую сцену после того, как премьеры прошли на сценах западных театров. Много разговоров о том, что русский репертуарный театр – со своей труппой, солистами, хором - постепенно движется в сторону театра-стаджоне, когда солисты приглашаются из других театров только на одну постановку. О том, какие события заставили обсуждать эти и другие проблемы, - в материале "Новостей культуры".



Большой… Как много в этом звуке для сердца в этом году сплелось. Большой театр стал настоящим ньюсмейкером этого года. Новости в этом здании были самого разного толка: финансовые, административные, и – что особенно приятно – творческие.

Начали с сентября и с математики. Пятнадцать миллиардов рублей, которые планировали потратить на реконструкцию, потратили. А реконструкцию так и не закончили. Где деньги? - этот вопрос взволновал следователей прокуратуры. Однако надежда – по крайней мере, в самом театре - умирает последней.

Чем будем удивлять? Этот вопрос – даже после скандала - остался в Большом театре открытым. И в том же горячем сентябре там возвестили: в театре - новый музыкальный руководитель. Леонид Десятников, определивший свою деятельность тремя простыми русскими словами: консалтинг, супервизия и психотерапия.

Леонид Десятников, музыкальный руководитель Большого театра: "Я – миролюбивый человек. Буду всех примирять".

Один - дирижер – хорошо, а пять – лучше. Вместо с обидой ушедшего Александра Ведерникова, проработавшего в театре 8 лет, были названы фамилии пяти дирижеров. Один из них – Теодор Курентзис. Вместе с Дмитрием Черняковым он уже поставил оперу Альбана Берга "Воццек".
Раскручивать "Воццека" начали задолго до постановки: флаерсы разложили в городских кофейнях, в Интернете же образовали Живой журнал "Воццека", порциями и понемногу выдавая крупицы информации о том, что и как готовится. Как результат - пять премьерных показов заставили московскую публику осознать, что атональная музыка Берга может быть если и не понятной, то хотя бы модной.

Тандем Черняков - Курентзис в этом году стали авторами еще одной европейской сенсации – спектакля "Макбет" Верди. Это копродукция Новосибирского театра оперы и балета и французского театра Опера Гарнье. Костюмы и бутафория были изготовлены в Новосибирске, декорации, свет, спецэффекты разработаны в Париже. Российская премьера "Макбета" состоялась чуть раньше – в декабре прошлого года, французская – в апреле этого.

И еще одна премьера – в активе Курентзиса. Это неизвестная опера Гайдна "Орфей и Эвридика, или Душа философа", которую в концертном варианте показали сначала в Новосибирске, а затем и в Москве. Написанная в конце XVIII века, на свет Божий она была извлечена Марией Каллас лишь в 1951-м, – приме захотелось чего-то новенького. На этот раз в роли примадонны была немка Симона Кермес.

Другая примадонна – сопрано Анна Нетребко – вернулась в эти же дни на сцену Мариинского театра после декретного отпуска. Самая популярная шутка января: "Постановку "Лючии ди Ламмермур" Доницетти Гергиев задумал специально, чтобы вернуть приму на сцену".

Также театр отметил "Гоголиадой" - тремя одноактными операми – юбилей классика; вспомнил о двух других малых операх – "Алеко" Рахманинова и "Иоланте" Чайковского, замахнулся на сложную, длинную и непонятную оперу Рихарда Штрауса "Женщина без тени". И завершил этот год "Троянцами" Берлиоза. Режиссер Карлуш Падрисса поставил оперу в эстетике "Звездных войн".

Валерий Гергиев, музыкальный руководитель Мариинского театра, дирижер постановки: "Замысел постановщика оригинален. Ему хочется, чтобы события, отраженные в этой опере, а это около двух тысяч лет назад, даже более, были переброшены. И уже к концу спектакля вы наблюдаете за событиями, происходящими на планете Марс".

Несмотря на марсианские хроники, настоящим триумфатором этого года стала первая премьера театра - опера Доницетти.

Вслед за Мариинкой "Лючию ди Ламмермур" поставили в Театре Станиславского и Немировича-Данченко. В Москве труднейшую оперу Доницетти не видели около 100 лет. В этой масштабной постановке смешались кони, люди – настоящие и из папье-маше. И царит примадонна Хибла Герзмава.

Еще одной премьерой театра стал романтический "Вертер" Массне. Однако в центре внимания в этом году все же не романтики, и не классики, а современники.

Барак. Именно в таких сидели миллионы политзаключенных, в том числе и Иван Денисович, один день из жизни которого описал Александр Солженицын. 40 лет спустя - Александр Чайковский написал оперу "Один день из жизни Ивана Денисовича", которую в 2009-м поставили в Перми.

Александр Чайковский, композитор: "Этот текст ритмичен, раз ритмичен, тебе легко представить… даже сами по себе возникают вещи, неожиданные для тебя".

Премьера еще одной оперы современного автора – Владимира Мартынова – "Нова Вита" - Новая жизнь – состоялась в этом году сначала в Лондоне, а затем в Нью-Йорке. Ее исполнил Лондонский филармонический оркестр под руководством Владимира Юровского. Критика была разгромной, а Мартынов, - уже написав оперу, - пришел к парадоксальному выводу.

Владимир Мартынов, композитор: "Сейчас невозможно писать оперу, так как чистосердечно, чисто оперу можно писать только о том, что нельзя писать оперу".

Операми, уже давно написанными, но тоже в концертном варианте, продирижировал в этом году Михаил Плетнев, который все больше тяготеет к оперному театру. Причем от работы в самом театре Михаил Васильевич категорически отказывается.

Михаил Плетнев, художественный руководитель и главный дирижер Российского национального оркестра: "Из классических произведений, которые мы все знаем, делают абсурд, вот и все. Видимо, режиссерам нужно укрепить свое эго за счет чего угодно. Но в этом я участвовать не буду".

В результате Михаил Плетнев поучаствовал в создании концертных версий "Волшебной флейты" и "Кармен".

Свой скепсис по отношению к современному оперному театру – вслед за Плетневым – высказала и Галина Вишневская, которая в своем Оперном центре методично продолжает воспитывать новых учеников.

Галина Вишневская, народная артистка СССР, руководитель Центра оперного пения: "Нет денег, нет менеджеров, нет главного – лидеров. А в опере надо петь".

Тем не менее, два поющих человека в этом году заставили о себе говорить. Солистка Большого театра Екатерина Щербаченко выиграла ежегодный конкурс Би-Би-Си "Певец мира-2009". 20 лет назад этого же титула был удостоен Дмитрий Хворостовский, в этом году решивший удивить всех и проявить себя в совсем другом амплуа – исполнителя эстрадной песни. Вместе с Игорем Крутым они сделали программу "Дежа Вю".

***
В наступившем - 2010-м - году ожидается множество ярких оперных премьер. Два музыкальных тяжеловеса - Большой театр и Национальная парижская опера - готовят совместную постановку чеховского "Вишневого сада" на музыку Филиппа Фенелона. В планах Мариинки - "Дон Кихот" Массне и "Аттила" Верди.

Все материалы об итогах года>>>