05.01.2010 | 14:41

Итоги 2009 года. Изобразительное искусство и архитектура

Московская биеннале и возвращение "Рабочего и колхозницы". Споры вокруг строительства небоскреба в Петербурге и открытие филиала "Эрмитажа" в Амстердаме. Шедевры Русского музея в московской подземке и новая жизнь православных реликвий. "Новости культуры" провели арт-ревизию художественных событий минувшего года и убедились, что конфликт старого и нового в искусстве по-прежнему актуален.



Чучела, мусорные контейнеры, поддержанные автомобили и головы туземцев. Третья московская биеннале современного искусства в минувшем году впервые проходила в бывшем автобусном гараже. За 30 дней – 80 тысяч зрителей. Модный французский куратор Жан Юбер Мартен превратил биеннале в нечто среднее между кунтскамерой, зоологическим музеем и Диснейлендом. Мнение критиков – российский зритель к такому искусству пока не готов.

А на ВДНХ, к 70-летнему юбилею выставки, под музыку Георгия Свиридова установили фирменный знак киностудии "Мосфильм". "Рабочий и Колхозница" Веры Мухиной засверкали и "поправились" - 185 тонн против прежних 80 – каркас скульптуры укрепили. Высота постамента тоже увеличилась - с 25 до 34 с половиной метров. Хранение, реставрация и монтаж символа советской эпохи обошлись столичному бюджету в 1 миллиард рублей.

А испанский скульптор Жауме Пленса показал, как должна выглядеть современная скульптура. 8-метровый "Дом знаний" Пленса установил прямо перед башней "Федерация". Жаль, что временно.

Башне "Федерация" не долго оставаться самым высоким зданием всей России. В Петербурге планируют построить 400-метровый небоскреб "Охта-центра", против строительства которого протестовали буквально все.

Против выступило и ведомство Александра Авдеева, министр культуры подал документы в прокуратуру Санкт-Петербурга - проверить, законно ли в исторической части города строить небоскреб. Жителей Северной Пальмиры возмутила не высота, а красота, разумеется, в кавычках – в народе еще не построенную башню прозвали "кукурузиной".

А директор "Эрмитажа" Михаил Пиотровский в 2009-м протестовал против концерта Мадонны на Дворцовой площади. Во время выступления поп-дивы сотрудники музея измеряли уровень звука, прибор зашкалил за 92 децибела. Это грозит потерей красочного слоя на картинах. Приятным событием для Михаила Пиотровского стало открытие филиала "Эрмитажа" в Амстердаме.

Самое громкое событие года! В Даниловом монастыре вновь зазвучали исторические колокола, они 80 лет находились в американской ссылке - Гарвардском университете.

Американские студенты звонили в колокола, когда выигрывала местная бейсбольная команда. Граффити гарвардских студентов решили не стирать – оставить на память.

В минувшем году, впервые в новейшей истории России, на самом высоком уровне принято еще одно эпохальное решение – о передаче монастырского комплекса церкви – музей Новый Иерусалим переезжает в новое здание, в стенах обители возобновляется монашеская жизнь. Под вопросом остаются десятки других монастырских комплексов по всей России, в которых после революции были организованы музеи.

К столетию дягилевских балетов из Лондона в Москву, из музея "Виктории и Альберта" в Третьяковскую галерею, доставили задник к балету "Голубой экспресс". Это самое гигантское полотно, когда-либо подписанное Пабло Пикассо. Его размер -10 на 10 метров.

На заднике – пляжная жизнь Монте-Карло, миниатюрного государства, где располагалась штаб-квартира дягилевской антрепризы. Посетители Третьяковки впервые смогли увидеть, как на самом деле выглядели знаменитые дягилевские балеты.

Москве в 2009-м повезло не только с Дягилевым. Открылся подземный филиал Русского музея - на колесах. Поезд "Акварель" с шедеврами из Русского музея запустили в московском метро на Арбатско-Покровской ветке. Пенсионеры недовольны – не хватает мест в час пик, в поезде сохранена только половина сидений.

А в Перми в 2009-м открыли Государственный музей современного искусства, его возглавил известный московский галерист Марат Гельман. Чтобы увидеть арт-проекты, которые Гельман до сих пор показывал на "Винзаводе", арт-туристам придется 2 часа лететь на самолете.

Самая длинная очередь года. Не в музей, в церковь. Впервые с 33-го года из запасников Третьяковской галереи после реставрации была выставлена на всеобщее обозрение икона Иверской Божьей Матери. Предположительно, та самая, чудотворная, которая до 29-го года находилась в Иверской часовне Московского Кремля.

А вот "Троицу" Рублева отпустить в Лавру на время праздника Троицы в Третьяковке в этом году не решились. Чтобы гарантировать сохранность иконы во время транспортировки, предлагали даже заасфальтировать все неровности на Ярославском шоссе, по которому до Лавры – 70 километров. Но реставраторы сказали – "нет". Транспортировка может повредить иконе. Принести "Троицу" на время праздника Троицы в Лавру просил Патриарх Алексий. Именно для лаврского храма Пресвятой Троицы Рублев писал эту икону. Возможно, дискуссия будет продолжена.

Победители года. Премию Кандинского в этом году получили Вадим Захаров, художественная группа "Электробутик" и студент института проблем современного искусства, художник Евгений Антуфиев, на церемонию он пришел с заклеенным носом. Государственную "Инновацию" получили художники Владислав Ефимов – лучшее произведение, Андрей Кузькин - за перформанс с бетоном и куратор Анна Зайцева – за проект "Яблоки падают одновременно в разных садах".

В Москву приехал погостить Тициан. В Пушкинском музее прошла выставка одного шедевра - "Портрета неизвестного с серыми глазами".

По одной из версий, на картине изображен Оттавио Фарнезе, внук папы Павла Третьего. Считается, что это один из лучших мужских портретов в истории мирового искусства. На самом деле, глаза у него голубые-голубые. Серыми они стали после многочисленных реставраций.

Все материалы об итогах года>>>