06.01.2010 | 11:10

Икона "Рождество Христово": история создания

Сегодня, в рождественский Сочельник, внимание верующих обращено к одной из главных икон православной церкви – образу Рождества Христова. О том, как формировалась иконография светлого праздника, рассказывают "Новости культуры" .



Икона XVII века "Рождество Христово" – ровно полвека назад, в 1960 году, ее на своих руках вывез из уничтоженного храма в Нижегородской области директор Музея имени Андрея Рублева Геннадий Попов. Спас от уничтожения.

Вывозили икону тайком. В области тогда была уборка урожая – на дорогах проверяли в первую очередь грузовики с картошкой.

Уже в Москве реставраторы обнаружили, что под верхним слоем XIX века скрывается шедевр века XVII. Иконография "Рождества Христова" формировалась столетиями. Сначала изображали только Марию с Вифлеемской звездой. Позднее появился сюжет с поклонением волхвов. Сегодня иконописцы следуют древним канонам – в этой книге, которая называется иконописным подлинником, описано, как должна выглядеть икона Рождества Христова.

Иконописная мастерская Свято-Тихоновского богословского университета. Минеральные краски растирают, как и во времена Андрея Рублева. А руководит этим девичьим коллективом необычный человек – священник отец Александр, искусствовед по первой профессии.

Наталья Шередега училась вместе с отцом Александром на одном факультете. Сегодня она - главный специалист Третьяковской галереи по древне-русскому искусству.

За столько лет искусствоведы изучили каждый миллиметр древней иконы. Но никто еще не проник в ее тайну – Рождество Христово – наверное, главный сюжет в православной иконописи. С него иконопись и началась. До рождения Христа, в Ветхом завете, изображать Бога было не принято.

Сейчас икону Рождества Христова пишут специально для храма Вознесения в Кадашах, где как раз и служит отец Александр. Этот праздник в православной церкви - один из главных, хотя первые 500 лет летоисчисление в христианской церкви велось не от Рождества Христова, а от начала правления гонителя христиан – императора Диоклетиана.

Его эпоха вошла в историю как "эра мучеников". И только в 525-м году настоятель одного из римских монастырей, монах Дионисий Малый предложил ввести новое летоисчисление – от Рождества Христова.