08.01.2010 | 15:34

Галина Уланова. Победителей не судят

Сегодня исполняется сто лет со дня рождения Галины Улановой. Ее называли богиней, человеком другого измерения, небесным чудом на земле, а еще "великой немой". Галина Сергеевна воплощала собой благородную сдержанность и достоинство. "Служенье муз не терпит суеты, прекрасное должно быть величавым" – этому принципу она следовала всю жизнь. На сцене Мариинского театра, где Уланова начинала творческий путь, сегодня пройдет вечер, посвященный столетию со дня рождения балерины. А 14 января в Большом театре откроется фестиваль памяти Улановой, который завершится гала-концертом – "Мона Лиза русского балета". Рассказывают "Новости культуры".



Профессия балерины Улановой досталась по наследству. Классический танец она изучала в классе своей матери, потом у Агриппины Вагановой. С детства привыкла к станку и палочной дисциплине. В конце войны она уже была солисткой Большого. Увидев балерину в "Бахчисарайском фонтане", Ромен Ролан сравнил Уланову с примами "Русских сезонов" в Париже.

Балетные туфли Улановой сейчас можно увидеть в экспозиции мемориального музея на Котельничевской набережной. Современные примы лишь пожимают плечами – слишком тонкий носок у этих пуантов. Как на таких можно удержать равновесие?

В день спектакля Уланова приходила в театр раньше всех. Чтобы как следует разогреться и войти в образ.

"Она не выходила из образа была той героиней, которую танцевала до конца", – вспоминает балетмейстер-репетитор Большого театра, народная артистка СССР Марина Кондратьева.

Улановой было сорок пять, когда она танцевала Джульетту и Жизель на первых гастролях Большого в Лондоне. Чопорная английская публика капитулировала, устроив овации советской балерине. До сих пор критики вспоминают ее танец как одно из самых ярких явлений мирового балета.

"Она была настолько реалистичной актрисой, что многим не нравилось, но победителей не судят", – убежден солист балета Большого театра, народный артист России Николай Цискаридзе.

С Николаем Цискаридзе Уланова готовила "Нарцисса". На репетиции 87-летняя балерина станцевала номер от начала до конца, показав все детали постановки.

"Она делала все поддержки и каждый день занималась, говоря: "Ты не сможешь быть педагогом, если не сможешь показывать. С кресла нельзя"", – продолжает Цискаридзе.

Немногословная Уланова держалась на расстоянии не только от театральных, но и от политических интриг. Впрочем, однажды она все же навлекла на себя гнев министра культуры Екатерины Фурцевой. Возглавив первый московский конкурс артистов балета, Уланова отдала голос французским танцовщикам.

"Если за что-то бралась никогда не ошибалась", – заверяет педагог-репетитор Большого театра Михаил Лавровский.

Столетие со дня рождения балерины празднуют и в Петербурге, и в Москве. Два города, ставшие родными для нее. В Большом театре стартует фестиваль памяти Улановой, а 16 января артисты Большого и Мариинки объединятся на гала-концерте "Мона Лиза русского балета".

Все материалы о Галине Улановой