09.01.2010 | 10:17

Наталья Осипова готовится к парижскому "Щелкунчику"

В Парижской опере рождественские и новогодние праздники проходят под знаком "Щелкунчика". На сцене Пале Гарнье балет Чайковского идет в постановке Рудольфа Нуреева. Версия великого танцовщика выдержана в мрачных гофмановских тонах. Перенасыщенный мистическими символами спектакль – нечастый гость в новогодней афише. Главные партии в этой постановке редко доверяют "гостям". Но сегодня в парижском "Щелкунчике" танцует солистка Большого Наталья Осипова. Как взять Париж, и какие еще вершины готовится покорить восходящая звезда русского балета? Рассказывают "Новости культуры".

После премьеры "Эсмеральды" Наталья Осипова имела полное право на отдых, но в репетиционном зале Большого балерина появилась уже на следующий день. С собой захватила диск с записью "Щелкунчика" и репетировала с пультом в руках.

"Не знаю, как надо овладеть хореографией, чтобы танцевать", – признается она.

Справиться с изощренным нуреевским стилем помогает Сергей Вихарев. В середине восьмидесятых, когда Мариинка приехала в Париж на первые гастроли, Нуреев пригласил труппу на генеральную репетицию "Щелкунчика". Вихарев попал и на премьеру, которую танцевал сам Нуреев.

Николай Цискаридзе прошел крещение парижским "Щелкунчиком" в День святого Николая. Возможно, небесный покровитель помогал ему в минуты отчаяния.

"То, что касается танцев, это издевательство над артистами, с точки зрения физики и поддержек", – заверяет солист балета Большого театра.

Нуреев ставил балет на себя. О своих преемниках не беспокоился. Все поддержки сделаны с учетом его фактуры и физических данных. Парижские танцовщики к нуреевской хореографии привыкли, а вот чужакам, попавшим в Гранд-Опера, приходится несладко.

"Сам Нуреев не мог высоко поднимать партнершу, а всем легче поднять и носить. Здесь – на уровне груди. Диафрагма зажата, воздуха не хватает, и ты начинаешь умирать", – поясняет Цискаридзе.

Весь балет Наталья Осипова разучивает с нуля. Репетирует без партнера. Матиас Эйман – новая восходящая звезда – ждет ее в Гранд-Опера. На репетиции им отведено всего десять дней, а пока необходимо запомнить порядок движений и удержаться на ногах.

"Здесь разные поддержки, сложные. Главное – крепко стоять на ногах", – говорит Наталья.

Кроме того, ей нужно перестроиться с Маши в Большом на Клару в Гранд-Опера. Разные имена – разные характеры. Еще через месяц она будет танцевать партию Китри в Ла Скала. Снова Нуреев, и снова все с нуля. Затем на два с половиной месяца Осипова уедет в американский ABT – там у балерины дебюты в "Спящей красавице", "Ромео и Джульетте" и "Дон-Кихоте". На сцене Большого Наталья Осипова появится не скоро.