11.01.2010 | 19:35

Балет "Ромео и Джульетта" отмечает юбилей

Его называют великим, и ему 70! Балет "Ромео и Джульетта" отмечает юбилей. В 1940-м на сцене Мариинского театра - тогда Кировского – состоялась его премьера. И уже тогда знаменитый спектакль в хореографии Леонида Лавровского на музыку Сергея Прокофьева был внесен в список главных балетов мировой сцены, наравне с "Лебединым", "Спящей красавицей" и "Щелкунчиком". В партии Джульетты блистали прекрасные балерины, но поистине звездной она стала для легендарной Галины Улановой, которая в 1946 году была признана лучшей исполнительницей партии Джульетты. Об истории великого балета и его репертуарной судьбе – "Новости культуры".



Судьба балетного спектакля, которому суждено было стать великим, была непростой. В 1935-м композитор Сергей Прокофьев написал либретто и музыку к балету "Ромео и Джульетта". Мировая премьера состоялась в 1938 в Брно, в СССР медлили. Прокофьев выбирал балетмейстера и остановился на ленинградце Леониде Лавровском. У композитора была странная идея -сделать балет со счастливым концом. Лавровский уговорил оставить трагический шекспировский финал. Главные партии предложил исполнить звездам Кировского театра - Галине Улановой и Константину Сергееву.

В 40-м кинооператоры сняли только сцену венчания. Но даже эти несколько кадров передают - в спектакле была неизъяснимая загадка. Тайна, которую не объяснить логикой. Возможно, тайна Ромео и Джульетты и в другом - дуэте Улановой и Сергеева.

Лариса Абызова, балетный критик, преподаватель Академии Русского балета: "Артисты есть хорошие, а гармоничных отношений, духовной близости не получается. Дуэт в балете - явление редкое. А это был лучший дуэт всех времен".

Улановой приписывают шутку: "Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете". Сложной музыке соответствовали хореография и декорации. Постановка Лавровского и режиссера Сергея Радлова стала шедевром драмбалета. Так назывался стиль балетов сталинской эпохи. Когда драматическое содержание становилось не менее значимым, чем собственно танец. Уланова как будто не танцевала, а жила на сцене.Те, кто видел тогда спектакль, помнят об этом и сейчас.

Елена Костенко, художник: "У нас были места такие, мы стояли. Впечатление очень большое, на всю жизнь запомнила Уланову".

После ошеломительного успеха Уланову и Сергеева пригласили в Москву. Сергеев отказался, сославшись на семейные обстоятельства. Уланова уехала. Распался великий дуэт. В Кировском постановку возобновили в 1949-м, но Сергеев отказался от своей лучшей партии и больше никогда не был Ромео. А Уланова танцевала Джульетту в Большом, в 1954-м снялась с Юрием Ждановым в известном телефильме, в 1956-м ее Джульетта покорила Европу.

Она приезжала в Петербург в 1996-м и репетировала с Майей Думченко, которая тогда танцевала Джульетту.

Ромео и Джульетту ставили лучшие хореографы мира, но такого успеха, как в Ленинграде в 1940-м никогда не было. Галина Уланова осталась непревзойденной Джульеттой всех времен.