12.01.2010 | 10:20

Образы Чехова в анимации

2010-й пройдет под знаком Чехова. Но один из самых концептуальных проектов, посвященных 150-летию со дня рождения классика, стартовал еще до официального празднования юбилея. Фестиваль "Кинематографический Чехов" проходит в Библиотеке киноискусства имени Сергея Эйзенштейна. Программа смотра – а в ней несколько тематических циклов - позволяет сравнить интерпретации чеховских сюжетов, выполненные в разных жанрах ведущими отечественными киномастерами. Игровое кино давно нашло в Чехове своего автора. А вот анимация, по мнению киноведов, пока в долгу перед "юбиляром". Но этот долг выплачивается с присущим жанру изяществом – так утверждают "Новости культуры".



Киновед Евгений Марголит – составитель программы "Чехов в современной анимации". Он вспоминает, как один из критиков назвал Чехова - подобным фотографическому объективу.

Евгений Марголит, киновед: "Чеховский взгляд может быть уподоблен объективу фотографическому, или кинообъективу, точнее, фотографическому объективу, моментальному снимку, но снимку фотохудожника".

Алексей Демин придумал своего "Очумелова", прочитав три ранних чеховских рассказа – "Хамелеон", "Надлежащие меры" и "Брожение умов". Действия всех трех рассказов происходят на базарной площади, и герои очень похожи.

Алексей Демин, режиссер-мультипликатор, сценарист: "Вот эта вселенная и маленький человечек, который совсем не защищен, как будто нарисован на бумажке и попал в лужу куда-то".

Эту метафору – "нарисован на бумажке" - Алексей Демин воспроизвел в фильме буквально: его персонажи живут на оборванных и даже помятых клочках.

Алексей Демин, режиссер-мультипликатор, сценарист: "Он появляется на клочке, влетает, застывает, и, раздвигая толпу, поворачивается и уходит в глубину, то есть там сразу несколько движений".

Персонажи на своих клочках поворачиваются, исчезают, появляются на других. И все это под музыку Гапона, Бана и Штрауса. А говорит за всех персонажей – Игорь Ильинский. Режиссер нашел записи, начиная с 48-го года, где Ильинский озвучивает всех героев "Хамелеона"".

Дмитрий Наумов творит на большой высоте, откуда открываются лучшие виды города. Это не может не вдохновлять художника. Но еще до того, как ему посчастливилось переехать в эту студию, его творческая производственная мастерская в 95-м году сняла мультфильм "Не в духе".

Дмитрий Наумов, режиссер-мультипликатор: "Перед нами стояла очень интересная задача, потому что тогда с компьютером было только-только самое начало, и мимику лица сделать было практически невозможно. Потому что вот все эти фильмы старые, там только ротик и глазками, а нам захотелось, чтобы вот это вот все было живое лицо".

И тогда Наумов решил сделать кукол из латекса. Мимика кукол стала необычно подвижной. Но это изобретение, с развитием компьютерной графики, через несколько лет оказалось бесполезным. Но тогда это был настоящий прорыв в анимации.

Вполне традиционный, но уже очень известный мультфильм "Каштанка" Наталии Орловой – еще один участник программы. "Каштанке" повезло больше, чем остальным участникам – ее можно было увидеть не только на фестивальных показах, но и в каждом доме – по телевизору.

Работа над "Каштанкой" длилась 2 года. Главную героиню Вера Пиунова старалась рисовать со слов Чехова и не смотреть никаких иллюстраций.

Вера Пиунова, художник: "Написано у Чехова, что это такса - помесь с дворняжкой. Когда смотришь, естественно, остаются какие-то образы, и, волей-неволей, они у тебя в голове прокручиваются, поэтому я сначала ничего не смотрела".

Мультфильмы по Чехову чаще всего рассчитаны не только на детей, но и на взрослую публику. В анимации, также, как и в кино, чеховские произведения обретают наглядное доказательство своей кинематографичности. И несут в себе, помимо достоверности сиюминутного, вечные темы классической литературы.

Читайте также: Лариса Малюкова о возможностях анимации в экранизации Чехова