11.07.2012 | 15:41

"Русский Берлин" Николая Загрекова

Программу Года «Россия-Германия» продолжает выставка в Мультимедиа Арт Музее. «Русский Берлин» - его описал в своем «Даре» Владимир Набоков, и его же дарят нам фотографии Николая Загрекова. Студент ВХУТЕМАСа эмигрировал из советской России в 21 году, и на родине его художественное наследие до недавнего времени было почти неизвестно. Рассказывают «Новости культуры».

Работы Николая Загрекова в России – явление редкое. Имя художника широко стало известно лишь в 2004 году, после выставок в Третьяковской галерее и Русском музее. И сейчас, в Год культуры Германии в России, произведения Загрекова актуальны как никогда. Зрителям предлагают взглянуть на «Русский Берлин» глазами художника, ощутить атмосферу 20-х, увидеть людей того времени.

«Берлин 20-х годов, место, где собралось очень много русских, фактически Шарлотенбург был переименован в Шарлотенград русскими, и где-то к концу 20-х годов было почти 300 тысяч русских, поэтому в Берлине бурлила и художественная, и литературная жизнь», - говорит культуролог Ольга Медведко.

Николай Загреков был не только живописцем, но прекрасным архитектором и графиком. Первые профессиональные знания и навыки он получил в московском ВХУТЕМАСе. В Германии сохранились целые городские кварталы, которые проектировал Загреков. По сей день стоит и дом художника, он построил его сам в 30-х, в берлинском районе Шпандау на Зеегефельдерштрассе. Сейчас это большой музей. Московские зрители смогут прогуляться по комнатам, увидеть аутентичные интерьеры, благодаря 3-д технологиям.

«Музей-квартира Загрекова работает в Брелине уже несколько лет, это уникальный музей, потому что редкий пример того за рубежами нашей страны, работает музей-квартира русского художника, - возможность превратить музей-квартиру в непросто музей только Загрекова, а музей русского Берлина в Берлине», - объясняет куратор выставки, член общества друзей Николая Загрекова Алексей Германович.
.
В архиве сохранились множество фотокарточек 20-30-х годов, где запечатлены не только архитектурные сооружения, но и люди – современники Загрекова. Перед тем, как написать портрет, художник делал много снимков, изучая геометрию тела, выбирая наиболее удачное расположение модели. Множество женских образов того времени – уверенные в себе, сильные девушки – за каждым портретом - судьбы. Так история о прекрасной «Испанке», написанной в 28 году, всплыла совсем недавно.

«Эта картина была спрятана 70 лет, и мы знали об этой картине только по фотографии, и когда мы приехали в Берлин, мы ее вынули из подвала, я думала, почему же он ее спрятал, потом я догадалась - никакая это не испанка, это, конечно, еврейская девушка-модель», - рассказывает Ольга Медведко.

Среди моделей были и те, кому художник буквально спас жизнь. Так «Девушку с рейсшиной», которая украшала обложку журнала «Югенд» в 29 году, Николай Загреков прятал, когда ее родителей арестовали, а потом помог уехать из страны. У самого художника не было детей, но перед смертью он часто говорил: «Картины – это мои дети, в будущем им предстоит говорить от моего имени».