13.01.2010 | 11:42

На "Карте мира". 12 января 2010

Нью-йоркский музей "Метрополитен" перевел из экспозиции в запасники все картины с изображением пророка Мухаммеда. По официальной версии, коллекция исламского искусства была сокращена из-за нехватки места. К тому же, как объявили в руководстве, картины с Мухаммедом не слишком вписываются в инсталляцию, которая в данный момент представлена в экспозиции. То есть соображения политкорректности тоже имелись. Эксперты по исламскому искусству нашли действия музея "Метрополитен" излишне осторожными. Они утверждают, что музеи имеют право выставлять изображения Мухаммеда в историческом контексте, и это ни у кого не должно вызвать претензий.

Другие сообщения с карты мира в обзоре "Новостей культуры".



***
В Нидерландах в возрасте 100 лет скончалась Мип Гис. Для многих она стала символом бесстрашия и человечности в жестокое время Второй мировой войны. Она помогала нескольким еврейским семьям скрываться от нацистов, в том числе семье Анны Франк. Им удалось прожить не обнаруженными в центре Амстердама 25 месяцев, прежде чем фашисты отправили всю семью в концлагерь. Мип Гис приносила им еду, одежду и, конечно, долгожданные новости. Сегодня в ее доме открыт музей Анны Франк.

После ареста всех семи членов семьи и гибели Анны в концлагере Гис нашла и сохранила ее дневник. Впоследствии он стал одним из самых известных документов, обличающих ужас нацизма. Он был впервые издан в 1947 году и разошелся по миру тиражом в 25 миллионов экземпляров.

"Уход Мип Гис – огромная потеря для нас. Она была последним живым свидетелем тех событий. До этого дня можно было задать любой вопрос о том времени и получить ответ. Теперь это невозможно", – говорит пресс-секретарь Фонда Анны Франк Тер Син да Силва.

Отныне в музее Анны Франк ведется другой дневник. В нем люди говорят последние слова благодарности хрупкой и смелой женщине Мип Гис.

***
Смертью веет от новой инсталляции известного французского художника Кристиана Болтански. В Париже открылась его новая выставка. 69 квадратов, заполненных ворохами одежды. Так художник решил обнаружить хрупкость и скоротечность человеческой жизни. Горы одежды как горы человеческих тел. Болтански даже потребовал отключить в зале отопление, чтобы кладбищенский холод ощущался максимально остро.

Центр экспозиции – гора одежды высотой около десяти метров и подъемный кран, который произвольно выхватывает из этой кучи
разрозненные вещи.

"Когда становишься стар, как я сейчас, все чаще умирают твои друзья. И ты понимаешь, что однажды это случится и с тобой. Неизвестно только одно: почему кого-то смерть забирает в этот день, а кого-то – в другой", – поясняет художник.

Детство Кристиана Болтански прошло в оккупированном немцами Париже. Большое влияние на него оказали многочисленные рассказы о холокосте. Сделав смерть центральным персонажем своей инсталляции, он призывает более бережно отнестись к жизни.