14.01.2010 | 11:06

"Крещенская неделя". В шестой раз в "Новой опере"

"Крещенская неделя" в московской "Новой опере" начинается в четверг. Сегодня в шестой раз театр открывает Международный фестиваль, посвященный своему основателю, выдающемуся дирижеру Евгению Колобову. Фестивальная афиша этого года, впрочем, как и всегда - демонстрирует и разнообразие жанров, и баланс между редко исполняемой музыкальной классикой и ее хитами. Так, наряду с премьерой хорошо известной нашему слушателю "Иоланты" Чайковского – зрителей ждет и настоящее "боевое крещение". "Военный реквием" Бенджамина Бриттена, признанный во всем мире одним из шедевров XX века, крайне редко исполняется в России. В "Новой опере" грандиозное сочинение представит маэстро из Великобритании Ян-Латам Кениг. За подготовкой концерта наблюдали "Новости культуры".



На Крещение, по традиции, в Москву приходят морозы. Но театр "Новая опера" они обходят стороной. Здесь "Крещенская неделя" - самая горячая пора. Фестиваль, который проходит уже в шестой раз, не признает границ. Ни географических – среди участников всегда есть гости из-за рубежа, в этот раз- из Англии и Италии. Ни жанровых – в программе и опера, и симфоническая музыка, и романсы. И даже временные рамки фестиваль раздвигает. В этом году "Крещенская неделя" продлится 18 дней.

Начнется - с "Военного реквиема" английского композитора Бенджамина Бриттена. Дирижер Ян Латам-Кениг во главе музыкального войска. А когда-то был рядовым.

Ян Латам-Кениг, дирижер (Великобритания): "Я пел в этом реквиеме много лет назад, в хоре мальчиков. Тогда дирижировал сам Бенджамин Бриттен".

В "Новой опере" хор мальчиков будет петь на балконе. На сцене для него просто не хватит места. Но без юных певцов не обойтись. Как и без большого хора, двух оркестров – симфонического и камерного, трех солистов и двух дирижеров. Так хотел Бриттен. Ян Латам Кениг работает за двоих. И не упускает ни одной детали.

Кропотливая работа с каждым из солистов. Кстати, Бриттен проявил особую щепетильность в отношении их национальной принадлежности.

Ян Латам-Кениг, дирижер (Великобритания): "Изначально он хотел, чтобы партию сопрано пела русская певца, тенор предполагался английский, а баритон из Германии. Это символизировало воссоединение наций после Второй мировой войны. Но сам Бриттен неоднократно потом пренебрегал этим условием. Когда он дирижировал, часто оба певца были англичане. Как и в этом концерте".

Оба хора и сопрано исполняют канонический текст на латинском языке, а вот баритон и тенор поют на английском. Их партии основаны на поэзии Уилфрида Оуэна, участника Первой мировой войны.

Гэвин Карр, баритон (Великобритания): "Текст такой сильный и глубокий. И столько в нем смыслов. Вот в конце, например, я пою даже без сопровождения оркестра. "Я враг, которого ты убил". И потом тишина. Для того чтобы у слушателей была возможность понять эти стихи, почувствовать их глубину. Вообще, это и есть самое сложное".

Томас Уокер, тенор (Великобритания): "А для меня главная сложность в том, что изначально это произведение было написано для конкретного исполнителя – англичанина Питера Пирса. Хотелось бы не проиграть в сравнении с ним и при этом привнести что-то свое в эту партию".

Партию сопрано Бенджамин Бриттен писал специально для Галины Вишневской. Правда, на премьере в Англии в 62-м году она не спела – тогда певицу не выпустили из СССР. Но позже замысел композитора все же был осуществлен. И именно записи Галины Павловны слушала Наталья Креслина, когда готовилась к этому выступлению.

Наталья Креслина, сопрано (Россия): "Я чувствую, что затрачивается очень много сил и эмоций. Я очень надеюсь, что, когда на сцене такая масса людей, которые энергетику передают в зал, она должна дойти до слушателя. Слушатель, даже незнакомый с этой музыкой, должен это почувствовать".

Почувствовать стиль композитора – это самое сложное, уверен Ян Латам-Кениг. У слушателей будет возможность попрактиковаться в этом искусстве. В программе шестой "Крещенской недели" - музыка Брукнера, Бетховена, Чайковского, Рахманинова, Верди, Россини. Всего - 8 программ. Восемь музыкальных открытий.

Читайте также: Сергей Бирюков о фестивале "Крещенская неделя" в "Новой опере"