11.07.2012 | 19:45

Третья биеннале молодого искусства задает новые направления

Выставка, которая проходит в расках Третьей биеннале молодого искусства на просторах парка искусств «Музеон», отправляет на Запад. Она называется Go West. Впрочем, не все так просто. Авторы сейчас работают на Западе, но все они родились в бывших социалистических государствах. Их работы – своеобразная попытка проанализировать свой жизненный путь. Рассказывают «Новости культуры».

Куча строительного мусора под забором парка «Музеон» – это произведение хорватского художника Йосипа Новосела. Ему, как и другим участникам этого проекта, предложили высказаться на тему эмиграции молодых художников из стран бывшего соцлагеря в Западную Европу.

«Я хотел, чтобы они поделились своими соображениями на эту тему: хорошо ли им на Западе, и насколько этот Запад прекрасен, и что это вообще за феномен такой – феномен художественной эмиграции молодого поколения. Того поколения, которое, в принципе, не держит ни семья, ни дети, и до какой степени нужно унизиться, чтобы получить карьерные возможности, о которых мечтают все», – поясняет куратор выставки Алексей Паршиков.

Все проекты автобиографичны. По сути, это автопортреты художников. Анна Шестакова пять лет училась современному искусству в России, пока не поняла, что дальше инсталляций не продвинется. Теперь она изучает искусство в одном из самых продвинутых на Западе вузов – Венской академии изящных искусств. Ее проект – своеобразная стена плача всех эмигрантов.

«Это просто студенческая визовая анкета, в которой написано… ну, не важно, что там написано. Но там есть один пункт, где сказано, что если я хочу остаться, то все национальности, кроме австрийцев и швейцарцев, это страны третьего мира. Мне показалось, что это дико смешно. Все мои друзья находят это смешным, поэтому я сделала такую работу», – рассказывает Анна Шестакова.

Главным экспонатом выставки Go West можно считать мозаику в виде розы ветров, где буквы, обозначающие стороны света, умышленно перепутаны. Получается, что весь мир – Запад. Запад подчиняет себе не только личность, но и творческую индивидуальность. По этим проектам не скажешь, в какой стране они сделаны. Впрочем, так ли уж это важно в современном мире?

«Мне кажется, это бесполезно сейчас иметь какую-то национальную идентичность. Все эти идеи о национальности, они у людей в голове, но они сейчас не работают, все это уже не важно», – убежден художник Йосип Новосел (Хорватия).

Сейчас он живет в Австрии. Где окажется завтра, пока не знает. Границы Европы сейчас такие же размытые, как и грань между искусством и мусором.

Все материалы о Третьей биеннале молодого искусства>>>