15.01.2010 | 19:39

Реставраторы восстанавливают фрески и иконы Исаакиевского собора

Исаакиевский собор вступит в Новый год обновленным. Сейчас там трудятся реставраторы – очищают и восстанавливают одну из главных фресок на западной стене храма – "Сотворение мира". Все работы должны быть завершены к концу декабря. Что уже успели сделать, как выглядят Адам и Ева в новом свете, и почему в Исаакиевском соборе появились фоторепродукции? Рассказывают "Новости культуры".



Художник-реставратор Владимир Корбан может сказать, что создал Адама и Еву. Фигуры на фреске "Сотворение мира" на западной стене Исаакиевского собора – одна из его лучших работ. Полвека назад группа молодых художников, среди которых был и Владимир, взялась за восстановление уникальной храмовой живописи, пострадавшей во время Великой Отечественной войны. Адама и Евы на фреске тогда просто не было. Еще в конце XIX века их перенесли с осыпавшейся штукатурки на холст, и картина была утрачена. Как выглядели фигуры в оригинале – Владимиру с коллегами пришлось выяснять самим.

"Мы смотрели рисунки старых мастеров, Бруни, в Русский музей ходили. Сделали эскиз, и его утвердили", – говорит Владимир Корбан.

На самом деле, эскизов был не один десяток. Молодой Корбан никогда еще не получал такого ответственного задания. После того как художественная комиссия одобрила один из вариантов, Владимир несколько месяцев буквально жил в Исаакиевском соборе, на лесах у западной стены. С тех пор к фреске никто не прикасался, и рисунок очень потускнел. И вот сейчас коллеги Владимира отмывают его от многолетней пыли и копоти. Сначала – влажной губкой, потом –тампонами со спиртом – миллиметр за миллиметром.

"Не все можно удалить тампоном. Тампоном приходится смывать, а вот особую выборку делать уже скальпелем", – поясняет художник-реставратор Борис Белоусов.

Владимир Корбан любуется работой. Говорит, фреска словно бы наливается новым светом. При том, что за кисть реставраторы берутся в самом крайнем случае – если фрагмент утрачен окончательно.

На реставрацию живописи в алтарной части храма ушло восемнадцать миллионов рублей. И это огромный прорыв, говорят в администрации музея-памятника. Теперь можно приступать к другому, не менее масштабному проекту

"Мы планируем начать работы по реставрации масляных икон, выполненных художниками. Это восемь икон с пилонных ниш и центральных пилонов", – говорит заместитель директора по эксплуатации Государственного музея-памятника "Исаакиевский собор" Борис Подольский.

Уникальные иконы сейчас хранятся в специальных запасника. Они действительно не в самом лучшем состоянии, считают специалисты. Места оригиналов в нишах заняли фоторепродукции. Кстати, далеко не все посетители храма замечают замену

"Возможно, по яркости отличается, но невооруженным взглядом не заметно", – признается туристка Мария Чегинцева.

Восстанавливать древнюю масляную живопись ничуть не проще, чем, к примеру, очищать и обновлять фрески, утверждают специалисты. Это сложная и кропотливая работа. Так что проект рассчитан на несколько лет. Первые иконы художники-реставраторы начнут восстанавливать в начале этого года.