18.01.2010 | 11:33

Сегодняшний мир – это "Summa Summarum"

От Энди Уорхола и Пины Бауш до Ильи Кабакова и Кирилла Серебренникова – работы столь разных авторов объединила выставка, которая открывается в Государственном центре современного искусства. Организаторы проекта, получившего название "Summa Summarum" поставили перед собой довольно амбициозную задачу: представить коллаж как универсальную форму современного искусства и проследить влияние "коллажного мышления" на самые разные виды творчества. С необычной экспозицией познакомились "Новости культуры".



Владимир Тарасов из перкуссиониста превращается в художника. Превращение сопровождают музыкальные звуки пересыпаемых гильз, которые призваны напомнить о выстрелах, прозвучавших 48 лет назад. "Речь идет об истории. Это 2 июня 1962 года, Новочеркасск", – поясняет Владимир.

Напоминание о расстреле демонстрации новочеркасских рабочих сопровождается бравурным санундтреком советского парада.

"Эти знаменитые советские лозунги: "Земля – крестьянам, фабрики – рабочим". Ну вот, Новочеркасск показал, какие фабрики рабочим", – добавляет Тарасов.

Для создания нового смысла Владимир на образ наслаивает звук, Гриша Брускин – текст.

"Между изображением и текстом – конфликтное соединение. Или нет никакой связи, или есть связь, до которой должен додуматься сам зритель", – рассказывает художник.

И Тарасов, и Брускин занимаются коллажем – так считает куратор Виталий Пацюков. Придуманная дадаистами техника для него стала метафорой положения вещей в современном мире.

"Состояние, когда все сплющено, превращено в единый коллаж, становится идеей нашей выставки", – замечает Пацюков.

Идея у выставки "Summa Summarum" амбициозная: собрать сумму сумм, подвести итог. Главный коллажист здесь – куратор. Именно ему пришло в голову выставить коллажи Крученых и Розановой рядом с рукописями Людмилы Улицкой, а запись спектакля Кирилла Серебренникова – рядом с видео "Волга-Волга" Мамышева-Монро.

"Мне нравится драматургия этой выставки. Здесь одно перетекает в другое, это пространство метаморфоз и трансмутаций", – говорит Сара Джейн Флор (США).

Американская художница здесь не только гильзы за русскими художниками собирает, но и выставляет свою работу. Выставка эта по-настоящему международная. Здесь можно найти не только омаж русскому аванграду Вика Мюниса и мясные головы Тони Мателли, но и работы Пины Бауш, Збигнева Рыбчинского, Энди Уорхола и Била Виолы, Марселя Дюшана и Нам Джун Пайка. Все они, по мысли куратора, дают свой пример выхода из кризиса.

"Проблема сегодняшнего художника – найти новое сознание в этом мире, новый синтез", – убежден Виталий Пацюков.

С помощью коллажа каждый мастер из разнородных сочетаний синтезирует свое. Леонид Тишков из пуговиц женщин своей семьи выкладывает Богородицу. Композитор Владимир Мартынов, склеивая "Смерть в Венеции" Лукино Висконти с "Триумфом воли" Лени Рифеншталь, повествует об историческом конце великого искусства.

"Это совмещение восстания масс и смерти художника", – утверждает Мартынов. Впрочем, у этого трагичного состояния все же есть и свои преимущества. "Сегодняшний мир – это summa summarum. Может все соединить, обо всем поразмышлять", – подчеркивает Виталий Пацюков.

Читайте также:
Сергей Хачатуров о выставке "Summa Summarum"