18.01.2010 | 19:31

Осторожно, шедевры

Похоже, уличная выставка Русского музея в Петербурге действует на вандалов, как красная тряпка на быка. Очередная атака привела в ужас жителей города на Неве. Если ранее копии картин из музейного собрания, вывешенные на канале Грибоедова, хулиганы измазали несмывающейся краской, то на этот раз полотна просто выломали из рам. Вопреки всему, Русский музей не намерен отказываться от проекта. Подробности – в репортаже "Новостей культуры".



Не картины русских классиков, а картину разгула вандализма увидели те, кто в первый рабочий день недели оказался на канале Грибоедова. Изуродованные надписями фасады и репродукции, автографы, сделанные несмываемой краской, – все это уже было. Теперь хулиганы пошли дальше. Они вытащили картины из рам, а сами рамы сломали. Сотрудники музея нашли полотна неподалеку. Но, как выяснилось, одно полотно вандалы зачем-то унесли с собой. Видимо, выбрали такой способ приобщения к высокому искусству. В Русском музее пытаются шутить: какой-никакой отклик в этих людях проект нашел. Правда, назвать их жителями культурной столицы трудно.

"Отказываться от проекта, от идеи проекта, мы не намерены. Мы же не можем на них ориентироваться", – говорит начальник отдела координации проектов и программ Русского музея Татьяна Степанова.

Репродукции были покрыты антивандальным составом. Он выдерживает натиск перочинных ножей, но оказался беззащитен перед краской и фломастерами. В ноябре изрисовали копию пейзажа Федора Васильева. Репинское "Заседание Госсовета" стало неузнаваемым. Новая атака вандалов пришлась на тот же берег Музейной мили. Сотрудники Русского музея, ставшие за это время детективами, уже не удивляются.

"Здесь мощные камеры слежения. У Михайловского театра и у банка, который рядом, тоже внешние, наружные камеры слежения. А здесь они отсутствуют – ребята развлекались", – поясняет заместитель директора Русского музея по научно-просветительской работе Наталья Кулешова.

Изуродованные и изломанные репродукции теперь демонтируют и очистят уже в стационарных условиях. После этого художественный ликбез среди жителей мегаполиса XXI века будет продолжен.

"Цель не коммерческая, не рекламная. Напоминание о русском искусстве. Споткнуться и вспомнить, что есть русская живопись, реалистическая живопись", – говорит директор Русского музея Владимир Гусев.

Пока вандалов не нашли. Но, скорее всего, это весьма юные люди. Психологи считают, что таким образом они вымещают накопившуюся злобу и пытаются обратить на себя внимание. Помалевать на картинах Айвазовского, Васнецова, Сурикова для них что-то вроде соревнования с признанными мастерами. А то, что можно любоваться, а не уничтожать, этого современные варвары просто не знают.

Этот вопиющий факт разнузданного хулиганства в очередной раз доказывает, насколько нуждается наше общество в просвещении и культуре. Предотвратить подобные выходки вандалов, среди которых – молодежь, необходимо. И, конечно, это особенно важно для Петербурга – города, где многие улицы и дома не просто памятники истории, а шедевры мирового искусства.