19.01.2010 | 12:49

Персональная выставка норвежского архитектора Кристин Ярмунд

Норвежская королева функциональной архитектуры - Кристин Ярмунд. Это имя совершенно неизвестно в России, как и норвежская архитектура в целом. Между тем, 20 лет назад маленькое бюро Снехетта выиграло международный конкурс на строительство новой Александрийской библиотеки. Это был момент исторический, и с тех самых пор норвежские архитекторы удивляют идеями весь мир, и Кристин Ярмунд, - одна из них. Первая в Москве персональная выставка норвежского архитектора открылась 18 января в здании ПRОЕКТа_FАБRИКА.



Легкая конструкция с фотографиями, макетами, разноцветными образцами материалов и описаниями, - передвижная выставка архитектурного бюро Кристин Ярмунд объехала полсвета. И вот она в России: январь проведет в Москве, февраль – в Петербурге. Посольство Норвегии аттестует эту леди как королеву норвежского постмодернизма. Но, кажется, она – модернист. Мыслит логично, любит простые функциональные формы. И проекты ее напоминают рациональную архитектуру 30-х, которую в России принято называть конструктивизмом.

Эва Мадсхюс, архитектор и старший куратор Музея искусств, архитекторы и дизайна в Осло (Норвегия): "Понимаете, строения Кристин Ярмунд не вписываются в эту милую скандинавскую картинку: крохотная ферма посреди красивейшего ландшафта. Она занимается реальной, очень городской, и, по сути, интернациональной и вневременной архитектурой".

Кристин Ярмунд, архитектор (Норвегия): "Я - горожанка. Выросла в самом центре Осло и принадлежу послевоенному поколению. "Технологический прорыв" и "отстроим страну" - это про меня".

Десять проектов. От маленького кафе до национальной палаты мер и весов. Школа, станция метро, налоговая инспекция, научная лаборатория и посольство, – за некамерные заказы Кристин Ярмунд берется с неженской хваткой. Но все же в ее постройках чувствуется женский характер.

Ирина Коробьина, директор Центра современной архитектуры: "Самое главное в этой архитектуре, что она обращается к человеку… Посмотрите, эта школа как бы парит над ланадшафтом, но если снять крышу, то видно, что мы спланировали ее, как небольшую деревню: с площадью, улочками и очень много разных цветов использовали".

Школа в Рохолте такая же разноцветная, как станция метро Нюдален. Световые трубки в интерактивном тоннеле меняют цвет в зависимости от сезона: зимой цвета поярче и потеплее. Продумано и звуковое оформление. В нем история этого места: от шума речной воды до фабричных гудков. Последний по времени проект Кристин Ярмунд - посольство Норвегии в Непале.

Кристин Ярмунд, архитектор (Норвегия): "Только в Непале есть такие превосходные каменщики, виртуозно работают со сланцем. Я очень горжусь, что для этого проекта не импортировала в Непал ни материалов, ни исполнителей".

Почтение к местной культуре считывается и в самих формах здания. Зигзагообразный профиль окна подражает Гималайскому хребту.Уважение к локальным красотам не мешает ни проявлению индивидуальности архитектора, ни национальному норвежскому самосознанию.

Кристин Ярмунд, архитектор (Норвегия): "Норвегия и Непал – очень похожи. Две маленькие страны на окраине мира. И там, и там культура прислушивается к природе".

Такие с виду скромные, тактичные по отношению к среде, стильно неброские, дружелюбные и функциональные строения - лучшее лекарство от пафосной гигантомании и гипертрофированного национального колорита.