20.01.2010 | 11:32

90 лет назад родился Федерико Феллини

Он объяснил миру, что такое дольче вита, придумал слово "папарацци", собрал рекордное количество "Оскаров" в категории "лучший зарубежный фильм", но главное - изобрел совершенно новый киноязык. 90 лет назад в итальянском городке Римини родился великий Федерико Феллини - режиссер, о котором принято говорить только в превосходной степени. О тех, кто никогда не переставал смотреть фильмы Феллини, - "Новости культуры".



Искать здесь. Раздел "классика". Или "авторское кино". Или премия "Оскар", или ... Впрочем, место – не так уж важно. Сориентироваться в этом ассортименте без труда сможет любой киноман. Нужно просто взять с полки диск с фильмом Федерико Феллини.

Николай Хомерики, кинорежиссер: "Феллини отличается гуманизмом в квадрате, каждый человек в его фильме, про него каждого можно снять фильм. Я раньше покупал его диски, но не лицензионные".

DVD с "Сатириконом" Феллини или "Джинджер и Фред" конечно, не раскупают, как горячие пирожки. И хотя в это сложно поверить – но и сегодня некоторые его фильмы - дефицитный товар.

Вадим Тихонов, продавец-консультант: "Судя по тому, что здесь фильмы не представлены - они просто раскуплены".

О том, чтобы билеты на показы фильмов Феллини продавались свободно, советские зрители могли только мечтать. Заветный билетик можно было достать только чудом. Уже стало легендой, как в 72-м киноманам пришлось чуть ли не штурмом брать кинотеатр "Иллюзион", и все для того, чтобы хоть одним глазком увидеть "Сладкую жизнь".

Hа так называемые клубные просмотры в Дом Кино попадали в основном профессионалы – кинематографисты. И, конечно же, Феллини пристально изучали во ВГИКе. Но тоже при закрытых дверях. Но, вот, например, "Дорогу" официально показали еще в 57-м на международном фестивале молодежи и студентов в Москве.

Армен Медведев, киновед: "С ним было очень странно, с одной стороны, его все знали кинематографисты, наша продвинутая публика, но в прокате его не было. Он же острый человек ... человек раблезианский. Это все время раздражало, смущало, вроде бы и хотели, но лучше нашему зрителю и не надо".

Так в советском прокате не появился знаменитый фильм "Восемь с половиной". Хотя в 63-м картина получит Гран-при Московского международного кинофестиваля.

Владимир Наумов, кинорежиссер: "Там был большой скандал, не хотели давать ей главный приз. Наш министр настаивал, чтобы главный приз присудили картине "Знакомьтесь, Балуев"".

Говорят, что Феллини не пришел на церемонию награждения, когда узнал, что Никита Хрущев заснул на его фильме. Официальным чествованиям итальянский гений предпочел свободное времяпрепровождение.

Владимир Наумов, кинорежиссер: "Он попросил нас показать Москву настоящую, не с официальными приемами и дежурными улыбками…"

Советские критики писали, что Феллини выражает кризис художника в буржуазном обществе. Какие-то ленты, как например, "Амаркорд" выходили с купюрами, вызывавшими саркастическое удивление у самого Феллини.

Строго, говоря, в отечественный кинопрокат большинство картин Феллини, попали уже в перестроечные времена. Так что мы, возможно, еще и не насмотрелись фильмов режиссера, который возвел целый город женщин, сполна насладился "дольче витой" и всего за несколько съемочных недель собрал из первых скрипок и басов настоящую модель современного общества.

Читайте также: Федерико Феллини. 90 лет со дня рождения Мастера